Проблемы жизни современной деревни в 50—60-е годы



В 1959 году М. Шолохов закончил вторую книгу романа «Поднятая целина», которая оказала огромное влияние на развитие прозы о деревне в эти годы.

Так, В. Овечкин в очерках «В одном колхозе» (1952) и «Трудная весна» (1950) показал деревню, преодолеваю­щую трудности послевоенной разрухи. Отойдя от строгого документализма, он изобразил жизнь одного района как типичное явление для послевоенной деревни. В произведе­ниях содержится большой материал, касающийся самых разнообразных вопросов экономики, организации произ­водства и общественной жизни. Писатель вкладывает в уста своих героев оценку происходящего, сталкивает разные точки зрения по самым сложным вопросам колхоз­ной жизни.

Сатирическое отношение ко всем тем, кто мешает наладить хозяйство и достигнуть высоких показателей в труде, характерно для Гавриила Николаевича Троепольского (род. в 1905 г.). Он резко и беспощадно высмеивает тунеядцев, болтунов, хапуг, взяточников.

В центре рассказов «Записки агронома» (1954) отрица­тельные персонажи — «Прохор Семнадцатый — король жестянщиков», Болтушек, Гришка Хват, Игнат с балалай­кой. Сила произведения Г. Троепольского заключается в том, что, сатирически заклеймив рвачей и лодырей, он показал их чужеродными здоровой колхозной среде. Их обличение утверждает силу социалистического образа жизни. Конфликт у Троепольского — это столкновение между всем строем жизни и Самоваровыми, между колхо­зом и Болтушками.

Пристально исследовал трудные проблемы жизни де­ревни Владимир Федорович Тендряков (1923—1984). Его герои упорно стремятся решить морально-этические вопро­сы, размышляют над смыслом жизни, отношением к труду и материальным благам.

В повести «Падение Ивана Чупрова» (1953) писатель показал талантливого председателя колхоза, который, за­думав создать крепкую материальную базу, решил, что для достижения этой цели «все дозволено». Он пустился в со­мнительные махинации, стал всеми правдами и неправдами добывать стройматериалы, а затем уже перестал различать колхозное добро и свое личное.

Сергей Петрович Антонов (род. в 1915 г.) — писатель, относящийся к деревне и ее людям с глубокой симпатией и лиричностью,— вскрывает неиссякаемые творческие си­лы народа («Поддубенские частушки»), ставит морально- этические проблемы отношения к труду, к жизни («Не­нужная слава», «Дело было в Пенькове»).

Деревня в произведениях Антонова изображена на пути к новой жизни, в преодолении трудностей, которые мешают движению вперед.

События Великой Отечественной войны в 50—60-е годы остаются одной из ведущих тем в литературе. Тема герои­ческого подвига народа органически сливается с основны­ми политическими и духовными проблемами современно­сти. В эти годы советская литература обогатилась многими произведениями, созданными представителями различных поколений прозаиков. Здесь В. Быков, Ю. Бондарев, В. Астафьев, В. Закруткин, И. Стаднюк, В. Распутин и дру­гие.

Проза о войне наследовала лучшие качества, которые характерны для таких произведений, как «Русский лес» Л. Леонова, «Судьба человека» М. Шолохова, положив­ших начало новому подходу писателей к изображению событий войны — с учетом дистанции времени. В произ­ведениях заключена мысль об ответственности грядущих поколений перед памятью павших на войне и мысль о пре­емственности героических традиций. Поэтому особое зна­чение приобретают слова О. Берггольц «Никто не забыт, ничто не забыто».

Проза о войне имеет свою жанровую стилевую специ­фику. Сравнительно небольшое место в ней занимают произведения малых эпических форм — публицистика и очерки; не часто писатели обращаются к рассказу. Значи­тельная роль среди прозаических произведений о войне принадлежит повести и роману.

Объединяющим началом всех жанров прозы о войне являются черты исторического повествования. Это выра­жается прежде всего в том, что проблемы, связанные с героическим подвигом народа, разгромившего фа­шизм, соединяются с актуальными вопросами современ­ности.

Повесть «Где-то гремит война» В. Астафьева (1967) включена в автобиографический цикл произведений «По­следний поклон». Война была всенародной трагедией; и хотя в далекое сибирское селение она непосредственно не пришла, но и здесь определила жизнь, поведение людей, их поступки, мечты, желания. Война всей тяжестью легла на жизнь народа. Огромный труд выпал на долю женщин и подростков. Похоронки несли трагедию не только в дом погибшего, но и во все село.

В. Астафьев показал мужество и стойкость народа, его несгибаемость под всеми тяготами войны, веру в победу, героический труд. Война не ожесточила людей, которые были способны на «доподлинную, несочиненную любовь к ближнему своему». В повести созданы запоминающиеся характеры шорницы Дарьи Митрофановны, теток Августы и Васени, дяди Левонтия, детей — Кеши, Лидки, Кати и др.

Повесть «Звездопад» (1960) — лирическое повествова­ние о любви. «Она была обыкновенная, эта любовь, и в то же время самая необыкновенная, такая, какой ни у кого не было, да и не будет».

Герой, находящийся после ранения в госпитале, встре­чается с медсестрой Лидой. Автор шаг за шагом прослежи­вает зарождение и развитие этой любви, которая обогати­ла души героев, обновила их, заставила смотреть на мир другими глазами. Герои расстаются и теряют друг друга, «но ведь тому, кто любил и был любим, счастьем есть сама память о любви, тоска по ней и раздумья».

В повести «Пастух и пастушка» (1971) два временных аспекта: настоящее время и события войны — ожесточен­ные бои на Украине в феврале 1944 года.

Грохот и лязг войны, смертельная опасность, какая заключена в каждом бою, не может, однако, заглушить человеческое в человеке. И Борис Костяев, пройдя через сильнейшие испытания войны, не потерял способности к всепоглощающему человеческому чувству. Его встреча с Люсей была началом огромной любви, любви, которая сильнее самой смерти. Эта встреча открыла для Бориса целый мир, неизведанный и сложный.

См. с. 434—435.

Героический подвиг народа в годы войны стал основ­ной темой прозы Юрия Васильевича Бондарева (род. в 1924 г.)

В повести «Последние залпы» (1959) батарея капитана Новикова сражается под польским городом Касно, вы­полняя задачу — не пропустить врага в Чехословакию и этим помочь партизанам-словакам в борьбе с гитле­ровцами. Писатель показывает бойцов, каждый из которых отличается неповторимым характером, своим духовным миром. Это и юный лейтенант Витя Алешин, который во всем старается походить на капитана Новикова, и «серь­езный» парторг Сапрыкин, и скромный боец Ремешков, балагуры и весельчаки Порхонько и Горбачев, санин­структор Лена Колоскова и др.

Один из ярких эпизодов повести — допрос захваченно­го в плен раненого лейтенанта Сергея Овчинникова. Со­ветский командир держится стойко, мужественно, героиче­ски. Его последние мысли о товарищах, о батарее. Погибая как герой, он устрашающе непоколебим перед лицом вра­га.

Продолжая традиции литературы о войне, акцентируя внимание на героическом подвиге народа, имеющем все­мирно-историческое значение, прозаики 50—60-х годов обогащают прозу новыми особенностями. Изображая вой­ну с дистанции времени, они борются за мир во всем мире и в то же время утверждают бессмертие тех, кто отдал жизнь в битвах с фашизмом во имя мира на земле и счастья грядущих поколений.

Если домашнее задание на тему: " Проблемы жизни современной деревни в 50—60-е годыШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.