Проблема положительного героя в литературе 20-х годов



С художественным исследованием роли Коммунистиче­ской партии в событиях революции и гражданской войны связана и одна из центральных проблем литературы 20-х годов — проблема положительного героя.

Рисуя образ большевика, писатели на первых порах изображали преимущественно его внешность, одежду, по­ступки. Возникла традиция показывать героев времени людьми громадного роста и физической силы, с зычным голосом, не ведающими сомнений и человеческих слабо­стей, прямолинейными в мыслях и поведении.

Эволюция образа большевика в литературе тех лет была связана с усилением психологического анализа, с проникновением во внутренний мир героя, с переходом от изображения революционных абстракций к конкретным картинам советской действительности. Своеобразным ито­гом этой эволюции оказался образ Левинсона в «Разгро­ме» А. Фадеева. В отличие от своих литературных пред­шественников он производил впечатление прежде всего именно высочайшей коммунистической сознательностью, силой убежденности, преданностью революционным идеа­лам. Характер Левинсона многогранен: он умный руково­дитель, талантливый организатор, гуманист, нравственно совершенная личность и в то же время это живой и обая­тельный человек.

Литература 20-х годов характеризуется редким жанро­вым разнообразием и тематическим богатством.

В прозе наибольшего расцвета достигли жанры по­вести, рассказа, очерка. В то же время началась работа над крупнейшими романами, тяготеющими к эпопее, кото­рые вошли в золотой фонд советской литературы: «Жизнь Клима Самгина» М. Горького, «Тихий Дон» М. Шолохова, «Хождение по мукам» А. Толстого. В жанре романа лите­ратура обогатилась такими значительными произведения­ми, как «Чапаев» Д. Фурманова, «Барсуки» Л. Леонова, «Цемент» Ф. Гладкова.

Яркие творческие индивидуальности появились в со­ветской поэзии (Н. Тихонов, Н. Асеев, М. Светлов и дру­гие). В 20-е годы в ней возродился полузабытый жанр баллады. Интересную эволюцию за этот период совершила поэма — от «Двенадцати» А. Блока до «Хорошо!» и «Во весь голос» В. Маяковского.

Большой путь за десятилетие прошла советская драма­тургия. Здесь выдвинулись дарования К. Тренева, Б. Лав­ренева, Б. Ромашова, А. Афиногенова, В. Киршона и дру­гих. Очень широк был жанровый диапазон драматургии — от условно-романтических пьес А. Луначарского и «Мисте­рии-буфф» В. Маяковского до «Шторма» В. Билль-Белоцерковского и «Дней Турбиных» М. Булгакова.

Важна и значительна в литературе 20-х годов тема революции и гражданской войны. Но она не исчерпывает содержания произведений того времени. В поле зрения писателей было все богатство новой, советской действи­тельности, все разнообразие, все краски рождающегося мира социализма.

Интересные художественные исследования процессов, происходивших в те годы в советской деревне, читатель находил в книгах Л. Леонова («Барсуки»), Л. Сейфулли- ной («Перегной», «Виринея»), А. Неверова («Марья- большевичка»). В количественном отношении произведе­ния о деревне вряд ли уступали произведениям о револю­ции и гражданской войне. Впрочем, отделить одну тему от другой в ряде книг было просто невозможно.

В 20-е годы возникла одна из центральных тем со­ветской литературы — тема социалистического труда.

В. Маяковский, Ф. Гладков, Н. Ляшко и другие писатели показывали рождение принципиально нового отношения советского человека к труду.

20-е годы — время возникновения и советской научной фантастики: «Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина» А. Толстого, «Голова профессора Доуэля», «Человек-ам­фибия» А. Беляева.

Расцвела советская сатира — «оружия любимейшего род», как о ней писал В. Маяковский, создавший блестя­щие образцы сатирической поэзии («Прозаседавшиеся», «О дряни») и сатирической драматургии («Клоп» и «Ба­ня»), Вслед за Маяковским на борьбу с мещанством, бюрократизмом, пьянством и другими пороками выступили мастер небольшого рассказа М. Зощенко, а также И. Ильф и Е. Петров.

В 20-е годы советская литература достигла больших успехов. Ее развитие шло по пути все возрастающего влияния на массы, укрепления связи с жизнью. Значитель­но расширился ее жанровый и тематический диапазон, успешно шел процесс овладения методом социалистическо­го реализма.

Именно в 20-е годы возникли и укрепились контакты русской советской литературы с литературами народов СССР.

Всеми этими успехами литература была обязана по­вседневному тактичному и мудрому руководству Коммуни­стической партии.

Если домашнее задание на тему: " Проблема положительного героя в литературе 20-х годовШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.