Природоведение. Обучение глухих детей



Данная форма работы в основном используется только на самом начальном этапе обучения, однако возможна и в более старших классах как частный прием при выполнении отдельных сложных действий. Так, во II классе школьники учатся практически делить отрезок на две равные части, во всем подражая действиям учителя. Выполнение поделки по готовому образцу, рисунку или чертежу на основе речевых инструкций учителя. Изготовление изделия по образцу на основе несложных инструкций, данных учителем, также возможно уже в первые дни обучения в подготовительном классе. Учитель показывает образец поделки, например нарисованный огурец, и называет его. Одновременно на наборное полотно выставляется табличка со словом «Огурец», а перед ней — табличка со словом «нарисуйте».

Учащиеся все вместе проговаривают устно-дактильно: «Нарисуйте огурец». Показанный образец, приготовленные для рисования альбомы и карандаши подсказывают учащимся, что они должны делать.

Дети рисуют, а затем устно — дактильно проговаривают: «Огурец». Постепенно поделки становятся более сложными, и, чтобы их выполнить по образцу, учитель дает несколько взаимосвязанных инструкций. Таблички с ними выставляются на наборном полотне по очереди. Учащиеся устно-дактильно проговаривают каждую инструкцию и выполняют ее. Понимание инструкции обеспечивается ситуацией нли непосредственным показом нужного действия. Только в том случае, когда никто не может выполнить инструкцию, учитель сам показывает соответствующее действие.

С самого начала школьники приучаются к точному выполнению инструкций, благодаря чему формируются определенные понятия.

Если дается инструкция: «Возьмите оранжевый пластилин», то учащиеся должны взять именно оранжевый пластилин, а не красный или желтый. Работа над изделием по его изображению принципиально ничем не отличается от работы по образцу, только педагоги учитывают, что рисунок, чертеж, эскиз и т. д. сложнее для понимания, чем образец поделки. По рисункам, чертежам и т. д. чаще всего работают с мозаикой, строительным материалом и различного рода конструкторами. В качестве наглядных изображений изготовляемых объектов используются приложения к мозаике и конструкторам, а также подготовленные самим учителем (схематические рисунки сооружений из строительного материала, орнаменты из мозаики и т. д.). Выполнение поделки по представлению с предварительным составлением эскиза.

Учащиеся II, III, IV классов выполняют уже довольно сложные поделки: макеты, объемные картины, панорамы не по образцу или наглядному изображению, а по представлению. Предварительно, как правило, составляется эскиз.

Учитель называет тему (аппликация «Летом в лесу», объемная картина «Зимние забавы детей», макет «Аэропорт», панорама «Пионерский лагерь» и т. д.) и организует обсуждение, что должно быть помещено на макете, картине, панораме.

Важно, чтобы учащиеся активно участвовали в обсуждении, вносили определенные предложения, обосновывали свое мнение.

Учитель руководит обсуждением, помогает оформить высказывания, подсказывает нужную речевую форму, дополняет предложения учащихся. Эскиз чертится на доске или на листе плотной бумаги учителем или одним из учеников по конкретным заданиям остальных детей, на его основе составляется план, по которому создается поделка.

Если домашнее задание на тему: " Природоведение. Обучение глухих детейШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.