Появление в послевоенные годы поэзии и драматургии, посвященных военным подвигам и созидательному труду



Торжество победы, одержанной нашей Родиной в Великой Отечественной войне; гордость и ра­дость народа, выдержавшего тяжелейшие испытания и разгромив­шего врага; новые широкие перспективы, открывшиеся перед челове­чеством в связи со вступлением на путь социализма ряда стран и превращением социализма в мировую систему; возросший между­народный авторитет Советского Союза, находящего горячую под­держку в широких массах простых людей всего мира; напряжен­ный труд советских людей, восстанавливающих разрушенные вой­ной села и города, фабрики и заводы, добивающихся новых успехов на пути к коммунизму, — таковы условия, в которых раз­вивалась в первые послевоенные годы Советская страна, а вместе с ней и советская литература.

Патриотический подъем, характерный для творческой работы писателей в годы войны, в полной мере проявился и в литературе первых послевоенных лет. Обращение к событиям войны давало богатейший героический материал, подсказывало создание образов мужественных, самоотверженных и стойких защитников Родины. Обращение к напряженному труду, в который включился весь советский народ, давало примеры подлинного героизма и подска­зывало создание образов неутомимых и бескорыстных строителей коммунизма. Обращение к международной жизни показывало огромное всемирно-историческое значение победы над фашизмом, мировую роль Советского Союза, освободившего от фашистской оккупации многие народы Европы и открывшего им путь к строи­тельству социализма.

В первые послевоенные годы появилось немало ярких произве­дений прозы, поэзии и драматургии, посвященных военным подви­гам и созидательному труду, — произведений глубоко идейных, ху­дожественно убедительных и помогающих советским людям в пре­одолении стоящих на их пути огромных трудностей.

Но в те, же первые послевоенные годы в творчестве некоторых писателей возникали и мотивы усталости, пессимизма, тенденции к отходу от животрепещущих современных проблем, тенденции к замкнутости в узком мирке искусства. Причины подобных настрое­ний коренились, с одной стороны, в оживлении декадентских влия­ний, а с другой — в аполитичности некоторых литераторов и неуме­нии в новой, нелегкой послевоенной обстановке найти верные пути участия в деятельности своего народа. Появились в эти годы и ни­чем не оправданные увлечения далеко не лучшими произведениями Современной буржуазной драматургии, что сказалось на репертуаре театров, засоренном пьесами, проникнутыми мещанской моралью. Влияния формалистической музыки проявились в творчестве не­которых композиторов.

Нездоровые тенденции, хотя и были единичными и не опреде­ляли общей направленности творчества писателей и деятелей дру­гих искусств, представляли определенную опасность. Вот почему в 1946—1948 гг. Центральный Комитет партии принял ряд реше­ний по вопросам литературы и искусства

В этих решениях, опирающихся на ленинский принцип пар­тийности искусства, было подчеркнуто высокое общественное зна­чение искусства как могучего орудия в идеологической борьбе; в них отмечалась плодотворность прогрессивных традиций русской классики и подвергались резкой критике формалистические и декадентские влияния; в них выдвигалась задача создания произве­дений глубоко идейных, активно помогающих воспитанию народа в духе коммунизма.

Крайне отрицательное влияние на литературную жизнь и лите­ратурное творчество первых послевоенных лет оказало усиление культа личности Сталина.

Если в лучших произведениях послевоенной литературы раз­вивалась благотворная тенденция к укреплению живых связей с жизнью, к активному вторжению в созидательную деятельность народа, то в эти же годы появились произведения схематичные, безжизненные, обходившие важнейшие проблемы и конфликты сов­ременности и облегченно, приукрашенно изображавшие действи­тельность.

Демократизм литературной жизни существенно нарушался: до­статочно сказать, что в течение двух десятилетий не проводились всесоюзные съезды писателей и не переизбиралось правление Союза советских писателей; творческие дискуссии не проводились; нередко оценки произведений зависели от бегло высказанных еди­ноличных замечаний Сталина; ошибки и недостатки тех или иных произведений часто вызывали резкие «проработки», сопровождав­шиеся организационными выводами; в критике сказывались дог­матизм и нормативность.

Однако нельзя не видеть, что обстановка, создавшаяся в пе­риод культа личности, хотя и наносила большой вред литературе, не могла остановить ее развития. Советская литература и в этих сложных условиях имела серьезные успехи и с честью выполняла свой гражданский долг.

Новый этап развития советской литературы связан с теми глу­бочайше благотворными переменами, которые произошли в жизни нашей страны после 1953 года. Преодоление культа личности Ста­лина и его вредных последствий, восстановление ленинских норм партийной и советской жизни, развитие советской демократии, развертывание всенародной творческой инициативы, исторические XX и XXII съезды КПСС, новая Программа партии, начертав­шая величественный путь нашего движения к коммунизму, — все это определило дух и содержание работы советских писателей в последнее десятилетие.

Новый, современный этап развития нашей литературы знаме­нует торжество принципов правдивости, высокой идейности, пар­тийности и народности — основных принципов социалистического реализма.

В первые послевоенные годы особенно большое место в лите­ратуре занимало изображение только что закончившейся Великой Отечественной войны.

Осмыслить всемирно-историческую победу над фашизмом, рас­крыть силы советского народа — такова была одна из главных за­дач. В ее решении с особенной силой проявились патриотическое единство советских писателей, их глубокая связь с жизнью на­рода, плодотворность их непосредственного участия в борьбе с фа­шизмом.

В 1945—1946 гг. вышли такие произведения, посвященные Ве­ликой Отечественной войне, как «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «Люди с чистой со­вестью» П. Вершигоры, «Спутники» В. Пановой, «В окопах Ста­линграда» В. Некрасова.

В 1947 г. появились: «Буря» И. Эренбурга — книга, охваты­вающая не только борьбу советского народа, но и французское Сопротивление, «Звезда» Э. Казакевича — маленькая поэтическая повесть о группе разведчиков на одном небольшом участке фронта, первый том «Белой березы» М. Бубеннова, «В осаде» В. Кетлин­ской — книга о мужественных людях города-героя Ленинграда. В 1948 г. вышел роман В. Ажаева «Далеко от Москвы» — о герои­ческой работе советских людей в глубоком тылу.

Темам Великой Отечественной войны были посвящены романы «Честь смолоду» А. Первенцева, «Большая дорога» В. Ильенкова, «Семья Рубанюк» Е. Поповкина, «Чайка» Н. Бирюкова и ряд других.

Эти книги, разумеется, не равноценны по своему идейно-худо­жественному значению, но в них отчетливо проявились плодотвор­ность творческих исканий советских писателей, своеобразие стиля и художественной манеры. Советская литература вновь явила богат­ство и многообразие творческого метода социалистического реа­лизма.

В отличие от многих произведений, написанных в военные годы по горячим следам событий, изображение Отечественной войны приобрело теперь более широкий и обобщающий характер. Глубже и полнее раскрылись в новых книгах душевный мир и нравствен­ный облик советского человека — участника всенародной борьбы, отчетливее предстала историческая закономерность победы, осво­бодительная миссия Советской Армии и ведущая роль нашей Ро­дины в борьбе за мир и демократию.

Если домашнее задание на тему: " Появление в послевоенные годы поэзии и драматургии, посвященных военным подвигам и созидательному трудуШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.