Появление современной прозы



Современная проза стремится запечатлеть человека труда во всех сферах его деятельности, отразить его духовный мир, видение жизни, его отношения с людьми.

В последние годы созданы значительные произведения о труде: «В полдень на солнечной стороне» В. Кожевнико­ва (1973), «Истоки» Г. Коновалова (1967), «Вечный зов» А. Иванова (1970), «И это называется будни» В. Попова (1973), «Территория» О. Куваева (1974), «Имя твое» П. Проскурина (1978).

Вадим Михайлович Кожевников (1909—1984) обраща­ется к теме созидательного труда, создает характеры тружеников — цельных, мужественных и волевых людей («Знакомьтесь, Балуев», 1960; «Петр Рябинкин», 1968; «Особое подразделение», 1969).

Роман «В полдень на солнечной стороне» посвящен могучей воспитательной роли труда. Большой интерес представляет образ Петухова, который после войны начинает работать на заводе в качестве ученика токаря, а затем, овладев токарным мастерством, становится знатным чело­веком завода. Писатель сумел показать эволюцию героя, совершенствование его как личности, коммунистическое отношение к труду.

В. Кожевников акцентирует внимание на богатстве внутреннего мира своих героев, на их новом отношении к труду, который является смыслом, целью и содержанием их жизни.

Олег Михайлович Куваев (1934—1975) в романе «Тер­ритория» (1974) описывает суровые условия работы геоло­гической экспедиции на Крайнем Севере. Большое внима­ние автор уделяет раскрытию психологии участников экс­педиции Сергея Баклакова, Жоры Апрятина, Семена Копкова. Это люди смелые, творческие, мужественные, со своими мечтами, которые не расходятся с действительно­стью. Это позволяет им открыть залежи киновари, имею­щие мировое значение. Герои романа влюблены в Север — край сказочных богатств и суровых условий труда. Они охвачены романтикой открытий природных богатств. Ав­тор яростно выступает против мещанской, потребитель­ской психологии, утверждая созидательную силу труда для блага народа.

Большим успехом, особенно у молодого читателя, пользуется роман Виля Владимировича Липатова (1927— 1979) «И это все о нем» (1974).

Действие происходит в небольшом сибирском лесо­пункте. В центре произведения — образ комсомольца- тракториста Евгения Столетова. В характере Евгения Сто­летова автор сумел типизировать лучшие черты совре­менной советской молодежи.

Евгений Столетов — внук политкаторжанина. В его семье революционные традиции определяют нравственный мир, а высокий морально-этический настрой стал нор­мой жизни и поведения.

Столетову присущи чувство товарищества, стремление, чтобы для всех людей труд был естественной потребно­стью, а честность — основным свойством характера. Он не понимает и не принимает мещанства, потребительского отношения к жизни. И в личных отношениях Женя — человек цельный, чистый, честный, надежный. Он способен на искреннее чувство любви, но, даже любя, он не может изменить морально-нравственным законам, которыми ру­ководствуется в жизни.

Поэтому вполне закономерно, что именно Столетов вступает в непримиримую борьбу с мастером Гасиловым и гасиловщиной.

Липатов показал, как заразительна гасиловщина. Своей мещанской философией, выраженной в формуле «ты — мне, я — тебе», Гасилов развратил таких морально неустойчивых людей, как Притыкин, Заварзин, Петухов. Самое страшное в Гасилове — потребительское отношение к обществу, к жизни.

Евгений Столетов потому и герой, что первый начинает борьбу с Гасиловым, видя в нем опасность для коллектива, для народа. Ошибка Столетова, подчеркивает автор, в том, что в «драку с Гасиловым» он кинулся один. Но Евгений сумел доказать свою правоту, и против Гасилова подня­лись все.

Столетов показан в восприятии других героев. Дей­ствие начинается после гибели Жени Столетова — ее причины и выясняются в романе.

Тема труда стала основной в творчестве Михаила Сергеевича Колесникова (род. в 1918 г.). В 70-е годы писатель создает ряд произведений, в которых показан труд в эпоху научно-технической революции и ставятся проблемы нового отношения к труду, производству, трудо­вому коллективу. Произведения эти объединены образом Сергея Алтунина: повесть «Право выбора» и романы «Изотопы для Алтунина», «Алтунин принимает решение», «Школа министров». Алтунин показан новым человеком, передовым рабочим, рационализатором, который законо­мерно поднимается по служебной лестнице. В первом рома­не он кузнец, в последующих становится начальником цеха, начальником главка, наконец, заместителем министра.

В центре произведения М. Колесникова столкновение двух жизненных принципов — коллективистского и инди­видуалистического. Конфликт происходит между Сер­геем Алтуниным и Петром Скатерщиковым. На первый взгляд их многое объединяет. Служили в армии, стали работать на заводе кузнецами, оба поступили на заочное отделение института, оба на хорошем счету в цехе. Но каждый из них руководствуется различными жизненными принципами. Сергей Алтунин — человек скромный, отно­сящийся к труду серьезно, вдумчиво, болеет за общее дело, общественное ставит выше личного. Петр Скатерщиков рассуждает иначе. Для него главное — личное продвиже­ние. И труд для него — это своеобразная школа, где надо переходить из класса в класс.

Писатель прослеживает рост организаторских качеств Алтунина, который воплощает в себе образ руководителя нового типа, рожденного научно-технической революцией, мыслящего научно, широко. Он понимает возможности коллектива и учитывает потребности времени. Алтунин считает, что деловой человек без повышенного энтузиазма и сознательности — просто ремесленник. Непрерывно по­вышая свой научно-технический уровень, он способен разобраться в сложных вопросах рационализации труда, правильно и производительно использовать новую технику на производстве.

Колесников показал, что научно-техническая револю­ция создала новый тип руководителя и подняла на более высокий уровень труд рабочего, сближая труд физический с умственным.

Среди произведений, отражающих современную дей­ствительность, видное место занимает проза о деревне. Эта тема является одной из основных в творчестве В. Шукши­на, Ф. Абрамова, В. Распутина, М. Алексеева, В. Белова, В. Астафьева. Отражая жизнь современной деревни, писа­тели связывают ее с актуальными проблемами жизни всей страны. В ряде произведений раскрывается влияние на­учно-технического прогресса на жизнь деревни, показано, как меняется психология современного деревенского жите­ля, как уходит в прошлое тот нравственный мир, который был основой деревенской жизни.

Значительным этапом в разработке темы деревни было творчество В. Шукшина. Одним из ярких произведений глубокого философского содержания явилась киноповесть «Калина красная» (1973).

Изображая сложную судьбу Егора Прокудина, Шук­шин показал его падение и возвращение к людям. В кино­повести нашла отражение горьковская вера в человека. Егор Прокудин на дне жизни сохраняет подлинные челове­ческие качества: способность по-настоящему любить жен­щину, Родину. Прокудин страстно любит родную природу, испытывает жгучее раскаяние за забвение своего сыновне­го долга перед старой матерью.

Егор возвращается к людям, чтобы начать правильную, трудовую жизнь, но погибает от руки бандитов, с которыми был ранее связан. Шукшин пояснял, что гибель Егора обусловлена его прошлым: трудно вернуться к честной жизни, построить семью с таким прошлым. Повесть утверждает ответственность человека за жизнь на земле, за все его деяния и поступки.

Создавая характеры современников, Шукшин отчетли­во понимал, что их истоками является история страны и народа. Стремясь вскрыть эти истоки, писатель обра­тился к созданию романов, таких, как «Любавины» (1965), «Я пришел дать вам волю» (1971).

Действие романа «Любавины» происходит в 20-е годы в глухой алтайской деревне Баклань. Шукшин показал, как революционная действительность непреодолимо втор­гается в жизнь глухой деревни, все, сметая на своем пути, показал, что, несмотря на возрождение частной торговли, рост спекуляции, деревня идет по новому пути и правда революции мощно вторгается в ее жизнь.

В романе «Я пришел дать вам волю» писатель широко и полно представил огромный размах разинского движе­ния, вскрыл его социальные корни, нарисовал целую галерею исторических героев. В изображении Шукшина Разин — подлинный народный вождь, человек несгибае­мой воли, обладающий полководческим талантом, вырази­тель народных интересов и чаяний, который воплотил извечную мечту народа о свободе, воле, земле. Шукшин не идеализирует своего героя, показывая, что он не всегда мог организовать народ, допускал разгул, грабеж, часто бывал слишком доверчив. Но главное для Разина — верность народным идеалам, стремление сделать жизнь своего наро­да вольной и счастливой, поэтому его характер обладает большой притягательной силой, именно в нем воплощены лучшие черты народного героя, вождя.

Если домашнее задание на тему: " Появление современной прозыШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.