«Повесть о жизни» К. Паустовского



«Повесть о жизни» — это большой и многолетний труд. Выпу­стив уже пять частей («Далекие годы», «Беспокойная юность», «Начало неведомого века», «Время больших ожиданий», «Бросок на юг»), писатель довел свой рассказ лишь до 1922—1923 гг. Герой «Повести», автобиографичности которого К. Паустовский не скры­вает, — это единственный персонаж, очерченный с исчерпывающей психологической глубиной; все остальные появляются лишь эпи­зодически (хотя среди этих эпизодов есть яркие зарисовки — вос­поминания о Э. Багрицком, И. Бабеле и ряде других лиц). Но автор ставил перед собой одну задачу: показать, исходя из собст­венного опыта, формирование будущего художника, его рост в слож­ных обстоятельствах первой мировой войны и революции, которую он воспринял сочувственно, но весьма противоречиво. События, свидетелем которых был герой, не являются самостоятельным объектом изображения; все они предстают на страницах «Повести» лишь в той мере, в какой они были в свое время увидены и вос­приняты будущим писателем, или в том представлении, которое составилось у юноши, услышавшего о событиях из третьих уст. К. Паустовскому важно показать, как они влияли на формирова­ние мировоззрения, на интеллектуальную и эмоциональную жизнь героя. Эта сознательная субъективность подхода к материалу выражается и в композиции всех частей «Повести», лишенных хронологической последовательности и построенных по принципу свободных ассоциаций и порой как бы случайных отрывочных вос­поминаний; и в той детальности, и откровенности, с какой писатель говорит о всех душевных движениях, о всех колебаниях и противо­речиях в сознании молодого человека, с трудом постигающего зако­номерности революционной борьбы к проникнутого прекраснодуш­ными иллюзиями; и в том, что многое в окружающем мире лири­ческий герой воспринимает сквозь призму литературных реминис­ценций; и в том, какое место в повествовании занимает русская природа с ее неувядающей прелестью, богатством красок, много­образием оттенков.

Но из этих чисто личных впечатлений перед читателем возни­кает образ не только обективно достоверный, но и типический для определенной части молодых интеллигентов предреволюционной и революционной эпохи. Не улучшая своего героя и не выпрямляя его жизненный путь, писатель с большой искренностью рассказы­вает обо всем, что пережито и как пережито молодым человеком, оставшимся вне активного участия в событиях, наделенным харак­тером созерцательным и мягким, увлеченным мечтой об искусстве и только об искусстве. Автобиографический герой К. Паустовско­го — это существенный вклад в галерею образов современников революции, которая создана советской литературой: этот герой не стоял рядом с Павлом Корчагиным и Николаем Островским, не на­ступал по кронштадтскому льду, как Фадеев, и не воевал в отряде Левинсона. Но этот молодой герой позволяет понять одну из тех прослоек, которая своими сложными путями шла и пришла к ре­волюции и встала в ряды советской художественной интелли­генции.

Если домашнее задание на тему: " «Повесть о жизни» К. ПаустовскогоШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.