Поведение драматургии в 20-х годах



Ведущим в драматургии 20-х годов был жанр героико-революционной пьесы, запечатлевшей волнующие события революции, — «Шторм» В. Билль-Белоцерковского (1924), «Любовь Яровая» К. Тренева (1926), «Разлом» Б. Лавре­нева (1927). Эти пьесы роднит эпическая широта, стремле­ние отразить настроение масс в целом. В основе названных произведений глубокий социально-политический кон­фликт, тема «разлома» старого и рождения нового мира. В композиционном отношении для этих пьес характерен широкий охват происходящего по времени, наличие многих побочных, не связанных с главным сюжетом линий, сво­бодное перенесение действия из одного места в другое.

Драматурги 20-х годов воссоздавали события Октябрь­ской революции и гражданской войны, отражали процесс переделки человеческих характеров, изменение обществен­ных отношений, решали актуальные проблемы времени. Драматургической классикой стала пьеса Владимира Нау­мовича Билль-Белоцерковского (1885—1970) «Шторм».

Основной пафос пьесы связан со стремлением показать, как события. Октябрьской революции совершенно измени­ли жизнь, человеческие отношения, как новое властно вторглось в быт и сознание людей.

Драматург сумел раскрыть активную роль народных масс в бурном девятнадцатом году, когда события граж­данской войны захлестнули страну и необходима была энергичная, бесстрашная борьба народа с белогвардейца­ми и интервентами.

В пьесе много массовых сцен. В ней действуют и красноармейцы, и чекисты, и матрос, и редактор, и лектор, и военком, и комсомолец, и командир, и секретарь, и воен­рук, и завхоз, и другие лица, у которых нет ни имен, ни должностей. Все они отражают новое, революционное время и принимают активное участие в действии.

Основной конфликт пьесы отражает столкновение двух социальных групп — тех, кто борется за революционное начало, и тех, кто стоит на стороне контрреволюционных сил.

Положительным героем в пьесе является Председатель Укома — по определению критики, первый полноценный образ положительного героя-коммуниста в драматургии.

Председатель Укома активно вторгается в жизнь — организует борьбу с тифом, изобличает проходимца якобы «из центра», наказывает Савандеева (коменданта бани) за безответственное отношение к женщине. Предукома ведет также тонкую разведывательную работу по выявле­нию замыслов контрреволюции.

Для пьесы «Шторм» характерен эпический охват собы­тий. Массовые сцены отражают кризисные моменты (сцена в уланских казармах, где масса дается социально диффе­ренцированно — как объединение людей, не одинаковых по своему социальному происхождению). В массовых сце­нах намечен путь к созданию образа народа с выделением характеров отдельных его представителей. Эти особенно­сти дают основание считать пьесу Билль-Белоцерковского героико-революционной драмой.

В драме отчетливо видно стремление драматурга пере­дать черты неповторимой эпохи гражданской войны. Боль­шую роль играют ремарки. Так, в ремарке, где описан кабинет Предукома, говорится, что на стене висели ло­зунги: «Бытие определяет сознание», «Рукопожатие отме­няется».

Драма «Шторм» имеет символическое окончание. В столкновении с силами контрреволюции погибает Пред­укома, но враги отступили. Такая концовка предваряет в какой-то мере «Разгром» А. Фадеева. В столкновении с врагами погиб положительный герой пьесы, но правда, за которую он отдал жизнь, непобедима.

Пьеса оптимистична по своему содержанию. Уверен­ность в победе определяет все дела и поступки героев пьесы, начавших строительство новой жизни: здесь и суб­ботники, и борьба с тифом, и разгром сил контрреволюции, стремящихся повернуть колесо истории назад. Драматург акцентирует внимание на героическом подвиге народа, громящего врагов и приступившего к строительству новой жизни.

«Шторм» с его хроникальностью занял одно из первых мест в репертуаре революционного, героического театра, отстояв право на существование плакатного способа обри­совки образа. В те годы значение подобных пьес, сила их агитационного воздействия были сильнее, чем пьес углуб- ленно-психологического плана. Ведь зрителями оказыва­лись люди, не искушенные в театральном искусстве, в боль­шинстве своем сами участники или свидетели недавних решительных боев, и в событиях этих пьес они видели свое, понятное, выстраданное.

Решение темы революции шло различными путями и внутри героико-революционного жанра: в одних пьесах воспроизводились события в хроникальной форме, при максимальном жизненном правдоподобии и плакатной об­рисовке характеров («Шторм»), в других — тяга к эпично­сти сочеталась с психологической разработкой характеров. Так, пьеса Б. Ромашова «Огненный мост» (1929) удачно соединяет большой размах по времени и сюжетную многолинейность с психологическим анализом. В произведении нет обычных для пьес подобного типа массовых сцен, а действие в особняке Дубравиных тяготеет к классической манере.

Если домашнее задание на тему: " Поведение драматургии в 20-х годахШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.