Потребность в локализации трагического конфликта



Написанная сто семь лет спустя «Меропа» Вольтера, где главный герой, очутившись в ситуации по видимости безысходной, выхватывает в последний момент меч у одного из стражников и убивает тирана Полифонта, была встречена всеобщими похвалами.

Эта потребность в локализации трагического конфликта была присуща не одной только Франции. В Англии, которая снова не может жить без Шекспира, его «приспосабливают для сцены», смягчая трагические концы. И это делает просветительский реалист Гаррик. То же самое происходит в Германии, где попытка Шредера поставить «Отелло» с его действительным финалом кончилась провалом.

Общая мера трагического в XVIII веке, во всяком случае, на рационалистическом его этапе заметно снижается, и на этом фоне остро выступает эстетическое противоречие, долго мешавшее трагедии XVIII века осуществиться в высших образцах. С одной стороны, старые эстетические формы подверглись основательной эррозии и пришли в движение, обещавшее привести к каким-то, пускай и не до конца ясным (хотя и охотно предсказываемым), результатам. С другой – классицистская эстетика еще не изжита и дает себя знать и на уровне теории и на уровне художественного творчества.

Яснее всего подобного рода противоречия обозначились в творчестве Вольтера. Он взял на себя роль обновителя классицизма, но нечаянно открыл при этом двери его врагам. Вольтер во многом готовил революционный классицизм. Но он немало помог и романтикам. Его «Танкред» (1760) уже очень близок к романтической трагедии, и Альфред де Мюссе был по-своему прав, заявив: «Вольтер первый пытался создать подлинную современную трагедию, написав «Танкреда». Он считал, что это удалось ему полностью, и не совсем ошибся».

Если домашнее задание на тему: " Потребность в локализации трагического конфликтаШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.