Послевоенное творчество Твардовского



После окончания войны Твардовский пишет стихи о мире, завоеванном огромной ценой:

  • Еще теплы стволы орудий
  • И кровь не всю впитал песок,
  • Но мир настал.
  • Вздохните, люди,
  • Переступив войны порог!

В час мира, 1945

Прославляя мир, А. Твардовский отдает дань жестокой памяти войны. Он пишет о тех, кто ценой своей жизни завоевал победу. Таким является стихотворение «Я убит подо Ржевом» (1945—1946):

  • Я убит подо Ржевом
  • В безымянном болоте,
  • В пятой роте, На левом,
  • При жестоком налете.

Поэт говорит о великих заветах погибших тем, кто будет жить после победы:

  • Завещаю в той жизни
  • Вам счастливыми быть
  • И родимой отчизне
  • С честью дальше служить.

А главный завет — в том, чтобы живущие любили Родину, которую отстояли погибшие:

  • И беречь ее свято,
  • Братья, счастье свое —
  • В память воина-брата,
  • Что погиб за нее.

Поэма «Дом у дороги»

После окончания войны Твардовский создает поэму «Дом у дороги» (1946), которая объединяет темы про­шедшей войны и наступившего мира.

Само название «Дом у дороги» символическое. В годи­ну тягостных испытаний войны дом каждого оказался на дороге событий. Поэма связана с жестокой памятью о только что окончившейся войне, которая не уходит из жизни народной с последними залпами, а продолжает оставаться в делах народа, в его воспоминаниях, опреде­ляя его действия.

Война, ворвавшаяся в жизнь советских людей июнь­ским воскресным днем, застала Андрея Сивцова за поко­сом у родного дома.

Твардовский находит удивительно мягкие слова, чтобы передать радость и поэзию труда:

  • Трава была травы добрей —
  • Горошек, клевер дикий,
  • Густой метелкою пырей
  • И листья земляники.
  • И ты косил ее, сопя,
  • Кряхтя, вздыхая сладко.
  • И сам подслушивал себя,
  • Когда звенел лопаткой.

Рефреном, повторяющимся много раз, являются на­родные слова, поэтизирующие косьбу, которая воспета во множестве произведений фольклора как романтический вид труда земледельца:

  • Коси, коса, пока роса,
  • Роса долой — и мы домой.
  • Радость труда, радость семьи —
  • все оказалось в про­шлом, когда
  • Старинным голосом война
  • По всей стране завыла.

Тогда хозяин дома, как и другие, ушел защищать Родину:

  • Не докосил хозяин луг,
  • В поход запоясался.

Основное внимание поэт уделяет изображению траги­ческих судеб женщин и детей, в жизнь которых властно вторглась война. Женщины-матери не только проводили на фронт отцов и мужей, но и сами стали труженицами войны, взялись бабьи руки за черенки лопат и тачки:

  • Готовы были день и ночь
  • Копать с упорством женским,
  • Чтоб чем-нибудь войскам помочь
  • На рубеже смоленском…
  • Живым хлеба, живым траву
  • Приваливали сами,
  • А он уж бомбы на Москву
  • Возил над головами.

Отступление Советской Армии воспринимается как безутешное горе: «А на кого ж вы только нас кидаете, сы­ночки?»

Через всю поэму проходит тема верности семье жены и мужа. Несмотря на то, что идет война, Анна Сивцова старается держать в строгости дом, беречь детей — вы­полнить завет мужа.

Вместе с односельчанами Анна с сердечной скорбью провожает отступающие части, сознавая с горечью, что только теперь она с мужем «навеки распрощалась».

Анна вместе с тремя детьми была угнана в Германию, берегла детей в тяжких условиях лагерной жизни. Полно драматизма рождение у Анны младшего сына:

  • Под шум чужой морской волны
  • В бараке на соломе.

Твардовский описал трогательную заботу чужих людей о только что родившейся жизни. Здесь и «подаренная портянка», и нагретый камень, и телогрейка умирающего старика, которую он завещал новорожденному.

Похожи на народные плачи слова матери, обращенные к новорожденному сыну в эти скорбные часы жизни:

  • Зачем в такой недобрый срок
  • Зазеленела веточка?
  • Зачем случился ты, сынок,
  • Моя родная деточка?

Поэт утверждает право на жизнь появившегося в такой недобрый час ребенка:

  • Я мал, я слаб, я нем и глуп,
  • И в мире беззащитен.
  • Но этот мир мне все же люб,
  • Затем, что я в нем житель.
  • И несмотря на то,
  • что люди в бараке страдали,
  • А мальчик жил.
  • Должно быть, он
  • Недаром по природе
  • Был русской женщиной рожден,
  • Возросшей на свободе.

Твардовский запечатлел и заключительный период войны, когда Советская Армия вторглась в Германию и на фронтовых дорогах бойцы писали на дощечках как запо­ведь:

Не пощади Врага в бою, Освободи Семью Свою.

Андрей Сивцов возвратился в родные края. Его родной дом у дороги был разрушен, неизвестна односельчанам судьба Анны и детей. Андрей решил строить снова хату, чтоб встретить жену с детьми. С помощью односельчан построен дом, сооружены стол и лежанка возле печки.

  • А Анна с детьми не возвращалась.
  • Чтобы не предаваться тяжелым думам,
  • Солдат вставал с рассвета
  • И шире, шире гнал покос — За все четыре лета.
  • И снова в ушах звенели народные слова:
  • Коси, коса, пока роса, Роса долой — и мы домой.
  • И эти слова воспринимаются как гимн труду и мирной жизни.

Поэма «Дом у дороги» — эпическое произведение о страдном пути войны, который прошел советский народ, отстоявший свободу и независимость своей Родины. Это одно из первых произведений послевоенной литературы, где война показана как народная трагедия, как трагедия человечества. В то же время поэма — оптимистическое произведение, в котором воплощена вера в светлое буду­щее народа и Родины.

Если домашнее задание на тему: " Послевоенное творчество ТвардовскогоШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.