Популярность рассказов в военные годы



Рассказы в военные годы создавали как прославленные мастера художественного слова — А. Толстой, М. Шоло­хов, Н. Тихонов, Б. Горбатов, так и многие другие писате­ли. Большой популярностью пользовались рассказы А. Толстого, особенно «Русский характер» (1944), «Наука ненависти» (1942) М. Шолохова, «Ленинградские расска­зы» (1942) Н. Тихонова и «Рассказы о солдатской душе» (1943) Б. Горбатова. Интересными были рассказы К. Пау­стовского, А. Платонова, В. Кожевникова.

Основное содержание рассказов военного времени — события войны, в центре которых советский человек — воин, обладающий замечательными качествами характера.

Н. Тихонов в статье «Отечественная война и советская литература» писал: «Непобедимая воля, потрясающая вы­носливость, железное упорство, глубокое понимание про­исходящего, жертвенность, высокая сознательность — эти черты свойственны характеру советского солдата, совет­ской женщины, старика и мальчика. Наш герой не ограни­чен возрастом».

Большинство рассказов рисовали отдельные эпизоды борьбы с фашистами, показывали изменения психологии вчерашнего мирного труженика, овладение им воинским мастерством, героизм и отвагу в борьбе.

В рассказах Н. Тихонова встает облик города-героя. Это уже не город, а фронт, не знающий отдыха ни днем, ни ночью. Это уже не только город, а ощетинившаяся кре­пость. Лишенные самого необходимого для существова­ния, без хлеба и воды, света и огня, ленинградцы вместе с Советской Армией встали все как один на защиту родного города. Каждый человек в Ленинграде был на своем посту. Нужно было иметь колоссальную силу воли, геройство, чтобы под непрерывным артиллерийским обстрелом, в хо­лоде и голоде выполнять свои обязанности.

Типичную семью советских патриотов рисует Н. Тихо­нов в рассказе «Семья». Проработавший много лет на заводе старый рабочий Семен Иванович добровольно уходит на фронт, чтобы заменить погибшего брата. Его жена встает к станку на место мужа.

О девушке Поле, помогающей людям во время обстре­лов и бомбрадировок, повествуется в рассказе «Девушка».

Десятиклассница Женя Стасюк в самом начале войны пошла в отряд сандружинницей и всю свою силу и энергию отдала уходу за ранеными. Не растерялась эта девушка- подросток и после гибели своего командира, когда растеря­лись многие бойцы. «И вдруг она почувствовала,— пишет Н. Тихонов,— что она сильнее этой ночи, дышащей на нее смертью, и этого темного пространства, угнетавшего ее страхами, и этих больших бегущих людей, опустивших винтовки, и того злобного, невидимого врага, что освещает этот мрак ракетами и стреляет так шумно, страшно и не­прерывно…— Стой! — сказала она еще раз.— Бежите? А ну, назад! За мною! Посмотрю я, какие из вас герои! А ну, вперед!»

Рассказы Н. Тихонова показывают, что в период блока­ды Ленинграда особенно ярко выявились качества со­ветских людей, сформированные как в годы построения социализма, так и в годы Великой Отечественной войны. Для героев рассказов характерны героизм и стойкость, патриотизм и ненависть к врагу, беспредельная предан­ность делу Ленинской партии и всепобеждающее стремле­ние отстоять завоевания Великого Октября — единствен­ную в мире социалистическую Родину.

А. Толстой очень высоко оценил рассказы Н. Тихонова: «Он первый из нас, советских писателей, находит художе­ственный язык, чтобы рассказать о герое нашего времени, о незаметных людях — чудесном фотографе, старике во­енном инженере, о матери, о девушке, о детях, о про­зревшем художнике.

Это — русские люди, которые в тяжкие дни просто, незаметно и скромно нашли в себе нравственную высоту, и души их заблистали, как капельки алмазных слез».

Свои очерки и рассказы Леонид Сергеевич Соболев {1898—1971) посвятил изображению героической борьбы Советского Флота с фашистскими захватчиками. Он создал целую галерею образов коммунистов — командиров и ко­миссаров, которые, сохраняя преемственность лучших традиций революционного флота, героически сражались с врагом. Среди рассказов Л. Соболева выделяется рас­сказ «Воспитание чувства», в центре которого обаятельный образ героя войны, коммуниста, руководителя и воспи­тателя масс комиссара миноносца Филатова.

В этом небольшом рассказе образ комиссара дается в восприятии комсомольца-краснофлотца Андрея Кротких. Художник ставит актуальнейшую проблему «воспитания чувства» советского патриотизма и героизма.

Изображая повседневную жизнь краснофлотцев, Л. Соболев показывает быстрый процесс формирования пришедшего во флот с Алтая колхозника Андрея Кротких в сознательного защитника Родины, совершающего герои­ческий подвиг во имя спасения миноносца.

До мобилизации Андрей Кротких полон романтических мечтаний о флоте, о героических подвигах и звезде Героя Советского Союза. Однако, имея только начальное образо­вание, он был зачислен не в «школу оружия», куда он мечтал попасть, а командирским вестовым.

Писатель показывает психологические переживания Андрея в связи с возникшим расхождением между ро­мантической мечтой о службе во флоте и реальной действи­тельностью.

Чувствуя свою ответственность за судьбу каждого члена экипажа, за их будущее, комиссар Филатов, внима­тельно изучив жизнь Андрея, помогает осуществлению его романтических мечтаний. Комиссар организует учебу Ан­дрея с тем расчетом, чтобы он мог поступить в «школу оружия».

Соболев показывает, как в процессе учебы расширя­ется кругозор Андрея, как он начинает понимать значение корабля в ходе военных действий и ту ответственность, которую несет каждый член экипажа, и в том числе он сам.

Мытье посуды, которым он продолжает заниматься, уже не кажется ему, как раньше, унизительной обязанно­стью. Он понимает необходимость этого в едином боевом ритме корабля.

Истинный герой рассказов Л. Соболева — монолитный коллектив советских моряков, объединенный единой не­преклонной волей к победе. Моряки, изображенные писате­лем, это смелые, изобретательные, отважные люди, ти­пичные для нашей действительности. Это не выдуманные легендарные герои, а образы, взятые непосредственно из жизни.

Группу фронтовых зарисовок под заголовком «Мор­ская душа» писатель посвящает раскрытию замечатель­ных качеств моряков. В кратком предисловии Л. Соболев так определяет «морскую душу»:

«Морская душа — это решительность, находчивость, упрямая отвага и непоколебимая стойкость. Это веселая удаль и презрение к смерти, давняя морская ярость, лютая ненависть к врагу. Морская душа — это крепкая боевая дружба, готовность поддержать в бою товарища, спасти раненого, грудью защитить командира и комиссара».

Все эти качества писатель и раскрывает в своих героях- краснофлотцах, ведущих справедливую, освободительную войну.

Для всей литературы военного времени характерно изображение писателями высокого морального облика со­ветских людей, их духовного роста в процессе войны.

Если домашнее задание на тему: " Популярность рассказов в военные годыШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.