Полемика вокруг романа «Русский лес»



Критические дискуссии, вспыхнувшие вокруг романа «Рус­ский лес» в 1954 г. Разноголосица в оценке романа. Основные критические замечания в адрес романа: «слабость» изображе­ния положительных героев, «достоевщина» в раскрытии психоло­гии героев, «пассивность» положительного героя (Вихрова), «не­укорененность» Грацианского в советской действительности, «на­думанность» образа Поли Вихровой, «вычурность», «тяжеловес­ность» языка, тенденция к «риторике» в речах положительных персонажей и т. д. Нападки на роман со стороны части ученых- лесоводов («нереальность» образа Грацианского; защита авто­ром «реакционной» лесоводствеиной теории). Обсуждение рома­на в лесоводственных научных учреждениях. Острое столкнове­ние мнений на обсуждении романа в Союзе писателей СССР в Москве.

Причины колебаний критики в оценке романа: непонимание глубокой и многогранной идейно-художественной концепции ро­мана, пережитки догматизма в критическом анализе произведе­ния, недооценка национального своеобразия романа, устойчивые традиции старых оценок леоновского творчества, недовольство части лесоводов смелой критической позицией автора, вскрыв­шего неблагополучие в лесных делах и в лесоводствеиной науке.

Преодоление односторонних отрицательных оценок «Русского леса» в критике 1954— 1957 гг. Статьи о романе в связи с при­суждением Леонову за «Русский лес» Ленинской премии. Отзву­ки полемики в последующие годы.

От первой ко второй редакции пьесы: характер переработки сюжетной основы, композиции, отдельных образов, языка. Изме­нения в проблемно-тематическом содержании: от тесной прикрепленности к времени войны и первых послевоенных лет — к пос­тановке широких философских и нравственных вопросов. Связь нравственного пафоса пьесы с задачей воспитания человека ком­мунистического общества.

Разоблачение обывательской паразитической философии (Чирханов, Табун-Турковская, Дашенька, Кареев). О двух путях в жизни, о душевной бескомпромиссности, о долге и счастье, «легком» и «трудном» в жизни, о человеческой чистоте.

Композиция и сюжет пьесы. Своеобразие конфликта и его разрешения. Средства психологической характеристики персона­жей. Авторский лиризм. Элементы гротеска. Подтекстовые и символические средства раскрытия философского содержания пьесы. Мастерство Леонова-драматурга.

Если домашнее задание на тему: " Полемика вокруг романа «Русский лес»Школьное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.