Поиск правды и истины в драматургии Кочерги



Искание истины, искание правды является главным идейно-философским стержнем драматургии Кочерги. Этими исканиями захвачены герои его пьес — от Вагнера до Шевченко, от комиссара Марка до физика Иванова. Поискам правды отдают свои силы действующие лица «Алмазного жернова», «Ярослава Мудрого», «Масте­ров времени», «Свадьбы Свички», «Выбора», «Чер­ного вальса», «Экзамена по анатомии», «Китайского флакона» и «Ночной тревоги», как и ряда неопубликованных пьес («Сусанна» и другие). Высокая мечта ведет людей дорогами жизни. Этот идейный мотив всякий раз обретает новое, самобытное сюжетное воплощение.

Необычный сюжет лег в основу и наиболее содержа­тельной, наиболее поэтичной из пьес И. Кочерги — дра­мы «Свадьба Свички», действие которой тоже происхо­дит в далеком прошлом, где-то в конце XV — начале XVI столетия. Конкретный исторический факт — запре­щение литовскими феодалами, которые тогда владели Киевом, зажигать свет в «доме» киевских горожан и ремесленников — превращается под пером талантливого мастера в волнующее повествование.

Драматург нарисовал широкую картину борьбы тру­дового люда за право на свет. Свет предстает в пьесе и как конкретное физическое понятие, и как символический образ желанной свободы. Образ света является сквоз­ным в драматической поэме И. Кочерги и воплощается полностью в художественной ее ткани: от центрального драматургического конфликта — борьбы ремесленников с киевским воеводой за право пользоваться светом — и до прозвища главного героя, какого автор недвузначно назвал Иваном Свичкой. Содержание произведения, его драматические коллизии, столкновение противостоящих лагерей, даже бытовые сцены (хотя бы тогдашний сва­дебный ритуал)— все подчинено раскрытию основной идеи пьесы. Кочерга имел полное право сказать в преди­словии к своей драме, что ее образы, особенно образ Ме­ланки, это — «поэтический символ Украины, которая сквозь тьму веков и через столько бурь пронесла неуга­симый живой огонек свободы и культуры, огонек, кото­рый разгорелся потом чудесным пламенем от огней Ок­тябрьской революции».

«Свадьба Свички» — мастерское творение историка и художника, развернувшего реалистическую картину жиз­ни древнего Киева, картину, насыщенную фольклорными и этнографическими красками. Однако сила пьесы пре­жде всего в том, что вдохновенно воспевает она борцов за свободу и счастье простого народа, утверждает высо­кий подвиг народных масс в их борьбе за социальное и национальное раскрепощение.

Пафос пьесы и заключается в восславлении тех, кто жизни не жалеет для общего дела. Таковы прежде всего Свичка и Меланка. Наиболее драматический эпизод пьесы — волнующий рассказ о Меланке, которая сквозь мрак бурной осенней ночи проносит зажженную свечку от Замковой горы (резиденции воеводы) до темницы на Житном торгу, где ждет казни Иван Свичка, — воспри­нимается не только как свидетельство храбрости и муже­ства героини, готовой к подвигу во имя любви, но и как ее стремление спасти любимого человека — вожака вос­ставших ремесленников. Так оценивает этот самоотвер­женный поступок девушки и сам Свичка.

От первой сцены — исполнения девушками «Песни о свечке» — и до заключительных слов главного героя пье­сы о пылающей свече Меланки проходит образ свечки (с маленькой и с большой буквы) как образ неугасимого пламени народного восстания против чужеземных и соб­ственных отечественных поработителей. Обо всем этом рассказывается не сухими строчками исторической хро­ники, а страстным словом поэта-романтика, который об­ращается к человеческому сердцу и уму.

Творческий опыт Ивана Кочерги поучителен. Он сви­детельствует, что можно заставить зазвучать ново и све­жо даже очень далекие от нас события, — все дело, в уме­нии опоэтизировать материал, подать его так, чтобы он, во-первых, звучал современно, а во-вторых, обрел непо­вторимо своеобразную художественную форму. Тогда-то произведение выдержит любое испытание временем. Примером тому могут послужить лучшие пьесы И. Ко­черги, и среди них — «Свадьба Свички». Тут в каждой ситуации, в каждой фразе ощущается поэт-мыслитель.

В чем слабость большинства наших пьес, написанных и на современные, и на исторические темы? В том, что они эмпиричны, лишены философского и эстетического осмысления воссоздаваемых событий и большей частью лишь просто иллюстрируют драматургически те или иные жизненные явления. Драматическая поэма Ивана Кочер­ги «Свадьба Свички» чрезвычайно поэтична. И не по­тому только, что пьеса написана чеканным стихом, но в силу своей внутренней гармонии, принципов эстетиче­ского освоения жизненного материала. Важные соци­альные проблемы тут раскрыты в живых человеческих судьбах, и сделано это с такой щедрой образностью, ка­кая дает право говорить о художественной символике.

Если обратиться к сюжетной канве пьесы, то и тут драматург является первооткрывателем. Таков он во всех своих исторических произведениях («Алмазный жер­нов», «Свадьба Свички» и «Ярослав Мудрый»), Писатель часто соединял функции художника и историка, находя для своих пьес малоизвестные, а то и совсем неизвестные исторические факты.

Иван Кочерга, как правило, сосредоточивал свое творческое внимание не на освещенных уже в художе­ственной литературе явлениях, а на новом, незнакомом, исключительном материале. Это относится и к его пье­сам на современные темы.

«Свадьба Свички» произведение оригинальное и по своей исторической фактуре, и по своей эстетической кон­цепции.

Однако драматург обратился к «необычному» истори­ческому материалу не ради построения захватывающего сюжета. Как замечает сам автор, «такой поэтический мо­тив, как запрещение света в целом городе, дает драго­ценную возможность изобразить старинную цеховую ре­месленную жизнь, показать ее не статично, а в процессе борьбы с феодалами за городские привилегии и права». Драматурга захватила «возможность нарисовать красоч­ную картину городской жизни и социальной борьбы в старинных городах…».

Вот, оказывается, для чего была необходима писате­лю древняя история о запрещении киевскому населению пользоваться светом. А это в данном случае и символи­зирует свет народной вольности!

Если домашнее задание на тему: " Поиск правды и истины в драматургии КочергиШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.