Поиск новых форм в поэзии многих писателей



Андрей Андреевич Вознесенский (род. в 1933 г.) — поэт, в творчестве которого соединяется романтическое представление о жизни с реальной действительностью. Для его поэзии характерен поиск новых форм (поэмы «Оза», «Треугольная груша» и др.). Высокую оценку получила поэма А. Вознесенского «Лонжюмо» (1963), посвященная Ленину. Продолжая традиции классической Ленинианы, поэт подчеркивает простоту вождя, историзм мышления, стремление сделать все для того, чтобы марксистская тео­рия соединилась с практикой революционной борьбы.

Широкое признание не только у нас в стране, но и за рубежом получило творчество Владимира Семеновича Высоцкого (1938—1980). Его песни на собственные стихи запоминались необычностью содержания и страстным, вдохновенным исполнением. Они доходили до самых глу­бин сердец слушателей. Поэзия Высоцкого многогранна по содержанию. Он пел обо всем, чем жил народ: о мире и войне, о любви и дружбе, о спорте и труде. Его интересо­вали темы искусства, космоса, судьбы Земли.

Для поэзии Высоцкого характерно философское осмыс­ление извечных проблем жизни и смерти. Он выражает в стихотворениях свою веру в бесконечность жизни на Земле:

  • Кто сказал: «Все сгорело дотла,
  • Больше в землю не бросите семя...»
  • Кто сказал, что Земля умерла?
  • Нет, она затаилась на время...
  • Материнства не взять у Земли,
  • Не отнять, как не вычерпать моря.
  • Кто поверил, что Землю сожгли?
  • Нет, она почернела от горя...

Много песен Высоцкий написал о войне. Хотя когда на­чалась война ему было три года, а когда закончилась — всего семь лет, Высоцкий сумел передать трагедию народа, трагедию тех семей, где сыновья, братья, женихи и мужья своей жизнью заплатили за победу над фашизмом:

Почему все не так? Вроде — все как всегда: То же небо — опять голубое, Тот же лес, тот же воздух и та же вода... Только он не вернулся из боя...

Большое место в поэзии Высоцкого занимают песни о дружбе и любви. Широкую известность получила его «Песня о друге».

Любовь для Высоцкого — величайший дар природы и великое чувство человеческих сердец:

Когда вода Всемирного потопа вернулась вновь в границы берегов, из пены уходящего потока на сушу тихо выбралась любовь и растворилась в воздухе до срока, а срока было — сорок сороков...

И вдоволь будет странствий и скитаний: Страна Любви — великая страна!

Поэзия Высоцкого стала достоянием народа. В ней взволнованный разговор с современником о том самом главном, самом важном, самом насущном, что волновало всех. Его поэзия — это поэзия чести, мужества, человече­ского достоинства, поэзия правды и любви.

Многогранностью тематики и проблематики отлича­ются произведения поэтов народов СССР. Поэт Дагестана Расул Гамзатов показал образцы поэтического осмысле­ния современности. Его стихотворение «Горцы у Ленина» и песни «Берегите матерей», «Журавли» получили всена­родное признание. Расул Гамзатов сумел через любовь к своей Родине передать любовь к человеку, к народу, еоплотить идеи патриотизма, интернационализма — «Сти­хи о Гамзате Цадаса», «Брат». Творчество Расула Гамза­това опирается на народные традиции и на опыт русской классической поэзии.

Пронизаны идеями интернационализма, братства наро­дов стихотворения и поэмы балкарского поэта Кайсына Кулиева. В сборнике «Книга земли» (1972) он удачно сочетает конкретное отражение мира с романтической верой в неограниченные возможности человека. К. Кулиев обращается в своей поэзии к извечным мировым пробле­мам. Таково его стихотворение «Прометей, прикованный к скале» (1963).

К решению общечеловеческих проблем обращается и калмыцкий поэт Давид Кугультинов. В поэме «Бунт разума» (1970), которую Чингиз Айтматов назвал «фило­софской трагедией», главный герой Адам Крейзи прошел через ужасы войны и фашистского плена. В поэме отраже­на и страшная американская действительность, которая привела Адама Крейзи в психиатрическую лечебницу. Адам приходит к мысли о том, что нужно бороться за со­хранение мира.

Тема войны отражается и в поэме таджикского поэта М. Каноата «Голоса Сталинграда» (1972). Автор возвра­щает читателя к героическим страницам Сталинградской битвы. В поэме запечатлен подвиг советского народа, который одержал победу над фашизмом, обеспечившую коренной перелом в ходе войны.

Таким образом, для советской многонациональной поэ­зии характерна тесная связь с жизнью народа, постановка больших философских проблем, многообразие художе­ственных решений, глубина философских обобщений.

Современный процесс развития поэзии — сложное, ем­кое и многогранное явление. Для него характерно постиже­ние современности через историю и постижение истории через современность. И лирике, и поэмам свойственна глубина философских обобщений в осмыслении жизни, ответственности современного поколения за жизнь будущих поколений. Современная поэзия оптимистична — она выражает веру в силу человека, в его неограниченные возможности сделать жизнь на земле счастливой, духовной, содержательной для всех людей мира.

Если домашнее задание на тему: " Поиск новых форм в поэзии многих писателейШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.