Поэзия времен социальной революции



События, играющие исключительно важную роль в жизни народа: освободительные войны, социальные революции, — дают толчок огромной потенциальной си­лы для развития прежде всего поэзии. Такова устойчи­вая традиция мирового искусства. Не была исключени­ем из нее и советская литература.

Ha первых порах преимущественное развитие полу­чили такие жанры, как марш, гимн, ода, баллада. Обра­щение к высокой традиции русской литературы по-свое­му проявилось в поэзии. В первые пореволюционные годы у ряда поэтов заметен интерес к такому забытому ранее жанру, как ода. В 1919 г. Валерий Брюсов пишет оду «Труд», воспевающую свободный труд в условиях свободного общества. Широко известны вдохновенные оды в честь революции В. Маяковского.

Служение истинно демократическим, революцион­ным идеалам приводит В. Брюсова в ряды сражающе­гося народа. В стихотворении «Октябрь 1917 года» (1920) поэт, выясняя родословную социалистической революции, утверждает, что «выше всех над датами святыми, над декабрем, чем светел пятый год, над февралем семнадцатого года, сверкаешь ты, слепительный Октябрь». В произведениях «Только русский», «Третья осень» (1920), «К русской революции»

В. Брюсов с гордостью говорит о России, наро­де, первым в истории написавшем новые слова на «мировых скрижалях».

«Переворот 1917 года,— признавался поэт,— был глубочайшим переворотом и для меня лично…» В 1920 г. В. Брюсов вступает в коммунистическую партию, принимая широкое участие в работе Нарком- проса. По его инициативе в 1921 г. организован Вы­сший литературно-художественный институт. В ряде критических статей им был дан точный анализ основ­ных тенденций развития современной русской поэзии поры первого революционного пятилетия.

Серьезные мировоззренческие перемены затронули глубинные пласты поэзии В. Брюсова первых пооктябрьских лет (сб. «В такие дни», 1921; «Миг», 1922; «Дали», 1922; «Меа», 1924). Поэт стремится раскрыть национальные истоки революции, показать героику тех, кто ее свершил. Идея национального и государственно­го возрождения России (то, что впоследствии станет ведущим мотивом эпопеи А. Толстого «Хождение по мукам») организует строй многих стихотворений В. Брюсова.

Один из зачинателей советской поэзии, Николай Тихонов, начал свой путь еще до революции циклом стихов «Жизнь под звездами» (опубликован в 30-е го­ды), где отражены горькие переживания и безысход­ность положения человека во время «бойни мировой». Совсем в иной тональности звучат стихи, созданные поэтом в первые годы после Октября. Мажорный тон, четкость ритма, романтическая приподнятость стиля отличают такие его стихи, как «Из песен свободы», «О России», «Перекресток Утопий», в которых говорит­ся о сотворении нового мира на планете:

  • Мы не должны, не можем и не смеем
  • Оставить труд, заплакать и устать:
  • Мы призваны великим чародеем
  • Печальный век грядущим обновлять.

(«Перекресток Утопий»)

События этих лет с их героикой и тяжелыми военны­ми буднями, ожиданием большого счастья для всех людей и памятью о погибших товарищах отлились в кованые строки.

Сразу же после Октября в печати появилось такое количество стихов, что один из рецензентов вынужден был заметить: «Надо полагать, скоро придется уже рецензировать не тех, кто пишет стихи, а тех, кто их не пишет».

Крупнейшими литературными группировками тех лет были футуристы, имажинисты, пролетарские поэты, организационно связанные с Пролеткультом и с литера­турно-творческим объединением «Кузница».

Футуристы (или как они называли» себя в годы гражданской войны — комфуты, т. е. коммунистические футуристы) объединялись вокруг таких поэтов, как В. Маяковский, В. Хлебников, В. Каменский, Н. Асе­ев. Это были художники со сложным мировоззрением, разные по уровню дарования. Среди них резко выде­лялся Маяковский, который силой таланта преодолел рамки футуристической догмы.

Для футуристов не существовало искусства как особой художественной формы отражения действитель­ности. Проблема познания мира средствами искусства не просто отводилась ими на задний план, но совершен­но снималась положением об искусстве как производст­ве вещей. При этом футуристами игнорировалось мате­риалистическое понимание самой практики, которую В. И. Ленин включал в процесс познания мира как один из существенных моментов.

Суждения футуристов о вещизме, о художнике как производителе полезных вещей были непосредственным выражением всеобщей тенденции буржуазной системы отношений. Футуристы пытались закрепить положение, сложившееся в условиях буржуазного общества, и рас­пространить его на грядущие времена. Лишая искусст­во общественного, познавательного и воспитательного значения — чем особенно была сильна русская нацио­нальная традиция,— футуристы явились как бы предте­чами создателей многочисленных современных буржу­азных теорий, направленных на «деидеологизацию» ис­кусства и снимающих всякую разницу между искусст­вом и техникой.

Свои постулаты футуристы строили с таким расче­том, чтобы максимально дегуманизировать и деэстети- зировать искусство. Отсюда их нападки на понятность, демократизм и народность классиков, проповедь «ра­зорванного сознания», тяготение к формализму («В ис­кусстве важно не то, о чем говорят, а то, как говорят»).

В начале 20-х годов футуризм прекратил свое су­ществование, распавшись на внешне различные, но внутренне родственные ветвис конструктивизм, Леф, формализм.

Болезнью «авангардизма» и скороспелого нова­торства предстояло переболеть и сторонникам лите­ратурной группы имажинистов (С. Есенин, Р. Ивнев, А. Мариенгоф, В. Шершеневич и др.). Так же как и футуристы, они объявили себя приверженцами новой действительности, хотя постичь ее особенно­сти и закономерности не смогли. Имажинисты в от­личие от футуристов стремились заменить «самоцен­ное» слово «самоценным» образом. С. Есенин не­продолжительное время находился под воздействием имажинистских постулатов, но, убедившись в бес­плодности основных установок имажинистов, вышел из этой группировки, которая вскоре перестала су­ществовать.

Если домашнее задание на тему: " Поэзия времен социальной революцииШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.