Поэзия Сумарокова



«Нет в Европе народа, более усердного к работе»,— писал о русском народе Чернышевский.

Вся деятельность Ломоносова, в которой замеча­тельно выразилась эта национально-народная черта, носила герои­ческий характер богатырского труда на пользу и процветание ро­дины. Отсюда и в своем художественном творчестве он разра­батывал, как правило, героические жанры и прежде всего жанр оды, сознательно заглушая жанры личной любовной лирики.

Сумароков был литературным идеологом господствующего правящего класса, которому важно было не столько добиваться, сколько не терять, который хотел и вполне мог пользоваться всеми благами жизни. И вот, прямо в противовес одическому единодержавию Ломоносова, Сумароков выдвигает принципы раз­нообразия и равноценности всех поэтических родов. Перечень их в эпистоле «О стихотворстве» Сумароков заканчивает слова­ми, имеющими значение своего рода литературно-теоретического лозунга:

  • Все хвально, драмма ли, еклога или ода:
  • Слагай, к чему тебя влечет твоя природа.

Сумароков усиленно разрабатывал самые разнообразные сти­хотворные жанры и формы. Он складывал всевозможные виды од, писал элегии, басни — «притчи», сатиры, эклоги, идиллии, лю­бовные песни, хоры, куплеты, стансы, сонеты, эпиграммы, эпита­фии, мадригалы, загадки, наконец, стихи без особого жанрового обозначения, печатавшиеся в собраниях его сочинений под на­званием «Разные мелкие стихотворения».

В связи с озабоченностью Сумарокова вопросами просвеще­ния и воспитания своего класса и одновременно его оппозиционно-критическим отношением к бюрократическому режиму российской деспотической монархии, одним из значительнейших разделов его поэзии являются сатирические жанры. Расцвет их падает на по­следние десять-пятнадцать лет жизни Сумарокова, когда в связи со все большим обострением социальных противоречий в стране и стремительным ростом общественной мысли, его дворянско-оппозиционная настроенность достигает особенной силы и остроты, когда появляются и его тираноборческие трагедии, и наи­более сатирически окрашенные комедии. Уже в своем журнале «Трудолюбивая пчела» Сумароков печатает несколько сатириче­ских очерков, направленных против взяточничества («Письмо о некоторой заразительной болезни») г неправосудия и т. п. Около этого же времени начали появляться в журналах и сатирические «Притчи» Сумарокова, которые вышли в том же 1762 г., что и са­тиры Кантемира, двумя отдельными книгами; третья книга «Прит­чей» появилась в 1769 г., еще три книги были прибавлены в по­смертном полном собрании сочинений, изданных Н. И. Новико­вым. В 1774 г., через три года после трагедии «Димитрий Самозванец», была издана Сумароковым книга его сатир.

Если домашнее задание на тему: " Поэзия СумароковаШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.