Поэзия Александра Прокофьева



Александр Андреевич Прокофьев (1900—1971) связал свою жизнь и творчество с Ленинградом. Участник граж­данской войны, он защищал Петроград от банд Юденича, а во время Великой Отечественной войны принял активное участие в обороне Ленинграда.

Для поэзии А. Прокофьева характерно жанровое мно­гообразие и богатство проблематики. Основные ее темы — борьба народа в годы революции и Великой Отечественной войны, героический трудовой подвиг в период мирного строительства. В творчестве Прокофьева эпический раз­мах сочетается с тонкой лирикой.

В 60-е годы Александр Прокофьев создает сборник стихов «Приглашение к путешествию». Так же как и А. Твардовский в поэме «За далью — даль», поэт не только отражает впечатления от путешествий по разным краям родной земли, но и часто обращается к воспоминаниям о своей жизни, которая никогда не была оторвана от жизни Родины, народа.

Образ России — идейный стержень сборника. Он свя­зан с образами природы, с историческими событиями и судьбой самого поэта.

Все это дает возможность создать объемный образ времени, эпохи. Память поэта отражает события револю­ции и гражданской войны, периоды восстановления и стро­ительства, бессмертный подвиг народа в годы Великой Отечественной войны. Время в стихах поэта предстает в величественных подвигах и свершениях:

Все три войны остались за плечами И в доле поколенья моего. Мы не нашли, а взяли нашу долю, Поход, поход, и нет фронтам числа! А плечи были каменные, что ли? А доля что?

Под стать плечам была!

Для поэзии А. Прокофьева характерны емкие поэтиче­ские образы — весна, ветер, дыхание моря, огни и т. д. Поэт с восхищением пишет о Родине, о героическом подви­ге народа.

А. Прокофьев получил признание как тонкий лирик. В его поэзии удивительно претворяется поэтическая образ­ность народного творчества. И не случайно в своей лучшей поэме «Россия» (1944) поэт слагает гимн дереву России — березе. Слова поэмы стали хрестоматийными, в них он передал свои чувства, отражающие чувства наро­да: «Люблю березу русскую, то светлую, то грустную».

Поэзия А. Прокофьева, как и Н. Заболоцкого, и В. Лу­говского, вписала свою неповторимую страницу в историю советской литературы.

В 50—60-е годы пристальное внимание читателей и кри­тики привлекает поэзия Николая Рыленкова. Это время его творческой зрелости и возмужания. В эти годы он занимает одно из выдающихся мест в историко-литературном про­цессе. Поэт продолжает основные линии своей поэзии предшествующих периодов, расширяя и углубляя их. Как и прежде, он мастер пейзажной лирики, но она становится глубже, философичней. Для него труд хлебороба — основа жизни, критерий человечности. Без хлеба нет труда, творчества, искусства. Хлеб — первоисточник человече­ской деятельности, и поэтому поэт мечтает как о великом счастье быть тружеником-хлеборобом:

  • Мне бы в поле хлеб растить,
  • Мне бы травы в лугу косить,
  • Мне б вершить, как скирды и стога,
  • Все, чем жизнь для меня дорога.

1958

Но он знает, что он и лугов не косит, и полей не пашет, а складывает песни. Поэтому он мечтает сложить такую песню, чтобы труженик, который растит хлеб, мог сказать: «Как я жил без нее? Она мне, как хлеб насущный, нужна!»

Чувствуя себя русским поэтом, Н. Рыленков полон ответственности за русское слово, которое объединяет народы нашей страны. Он пишет, что забьется горячее сердце, если на его песню ответят песней «в Таджикистане иль в Армении» и если добрым словом его, помянут «где- нибудь в степях Киргизии».

Тема творчества, поэта и поэзии занимает в стихах Рыленкова одно из важных мест. Он везде подчеркивает народность своей поэзии:

  • Без громких слов,
  • без ложной скромности
  • Идут в мой стих
  • Простые радости и горести
  • Людей простых.

1954

Если домашнее задание на тему: " Поэзия Александра ПрокофьеваШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.