Поэтика Сумарокова



Новый строй чувств и мыслей, новая тематика, новые жанры, вносимые Сумароковым в литературу, естественно, требовали для себя и новых средств художественного выражения. Поэтика торжественно- героической оды, с таким блеском развернутая в теории и прак­тике Ломоносова, не только не подходила для этого, но и прямо этому противостояла. И вся литературная деятельность зрелого Сумарокова проходит в ожесточеннейшей борьбе с поэтической системой Ломоносова.

Ораторская торжественность ломоносовской оды, перенапря­женность в ней всех элементов слова и стиха представляются Су­марокову пустой «надутостью»; ее «гром» — «бумажным»; гран­диозный гиперболизм образов, иррациональность метафор — бес­смыслицей, «бредом». Оды Ломоносова Сумароков подвергает резко-критическому рассмотрению, придираясь к каждому слову, к каждому поэтическому образу («Критика на оду», «Рассмотре­ние од г. Ломоносова»), Ломоносова он постоянно задевает в своих теоретических статьях, где декларирует основы своей поэтики. Несмотря на мелочно-педантический характер анализа Сумароковым ломоносовских од, в нем имеется ряд правильных указаний на погрешности со стороны языка. Не ограничиваясь критикой, Сумароков пытается бороться с художественной систе­мой Ломоносова и путем литературного ее осмеяния. Он пишет несколько «вздорных од», в которых грубо, но подчас метко паро­дирует литературную манеру Ломоносова. Принципиальному «ве­ликолепию» од Ломоносова Сумароков противопоставляет требо­вание ясности и простоты, пышному метафоризму ломоносовского стиля — рационалистическую точность слова, «изобилию» словес­ного материала — равенство «слов» и «мыслей»:

  • «Излишество всегда во стихотворстве плесень».
  • Чувствуй точно, мысли ясно.

Пой ты просто и согласно,— поучает Сумароков своих учеников. Его идеал — чуждая всякого «противного естеству» «лишнего витийства», «прекрасная про­стота» (нечего говорить, что идеал этот мыслится им в непремен­ных рамках поэтики классицизма).

При всей прогрессивности выдвинутых Сумароковым литера­турно-теоретических лозунгов, той гармонии формы и содержа­ния, которые свойственны лучшим одам Ломоносова, в творчестве Сумарокова мы не находим. Но не будучи гениальным поэтом, Сумароков был талантливым и плодовитым литератором, оказав­шим огромное влияние на развитие нашей литературы второй по­ловины XVIII в. Причем, если воздействие Ломоносова на даль­нейший ход нашей литературы было направлено вглубь, носило интенсивный характер (начало установления национального ли­тературного языка, создание нового стиха), влияние Сумарокова было по преимуществу экстенсивно, разлилось вширь. Из школы Сумарокова вышли почти все крупнейшие представители нашего классицизма второй половины века, такие, как Херасков, Василий Майков, Княжнин. С другой стороны, Белинский справедливо це­нил в творчестве Сумарокова его «жизненное и общественное на­правление»: он «писал о нравах, о разных близких к обществу во­просах, распространял дельные и благородные понятия...» «Не изучив его,— замечает критик,— нельзя понимать и его эпохи». Сатира Сумарокова, воскресившая традиции Кантемира, способ­ствовала расцвету сатирических жанров в 60—90-е годы XVIII века. — в журналах Новикова и позднее Крылова, в комедиях Фонвизина, в одах-сатирах «бича вельмож» Державина. Все это делает творчество Сумарокова как бы живым соединительным звеном между вторым и третьим этапами в развитии нашей лите­ратуры XVIII века.

Если домашнее задание на тему: " Поэтика СумароковаШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.