Поэтическое мастерство Державина



Историко-литературная двойственность Державина сказалась и на художественных особенностях его творчества. Вдохновенный поэт, Держа­вин был вместе с тем очень строгим, взыскатель­ным к себе мастером-художником. Свои произведения он обычно отделывал с тщательностью и упорством. Такие вещи, как «Бог», «Видение мурзы», «Водопад», писались в течение ряда лет. Боль­шинство его стихотворений имеет по нескольку редакций, кото­рым зачастую предшествовали прозаические наброски и планы — прием, к которому будет прибегать и Пушкин Но полностью преодолеть недостаточное развитие нашего литературного языка и стиха Державин не мог. Белинский наглядно показывает не­выдержанность его поэтического мастерства. «Превосходнейшие стихи перемешаны у него с самыми прозаическими, пленитель­нейшие образы — с самыми грубыми и уродливыми». Слабым местом Державина является и чрезмерная длиннотность многих его стихотворений. По своему объему многие его «оды» представляют собой целые поэмы. Так, например, в его «Водо­паде» 444 стиха, а в «Изображении Фелицы» — 464 (для сравне­ния напомню, что в «Медном всаднике» Пушкина всего 465 сти­хов). Этот недостаток, который можно назвать «экстенсивностью формы» — преобладанием слов над мыслями,— Державин опять- таки делил почти со всей нашей литературой XVIII в. Но наряду с этим в отдельных произведениях Державина мы встречаем об­разцы поразительного художественного совершенства, в некото­рых отношениях непревзойденного и позднее.

Державин отличался тонкой восприимчивостью и к другим искусствам, в частности обладал способностями к живописи и к музыке. В поэзии Державина мы находим огромное количество образов, заимствованных из области живописи, ваяния, зодче­ства, хореографии. В своих стихах поэт дает ряд пластических зарисовок искусства танца. Таково его знаменитое описание плав­ной, стыдливо-сдержанной пляски «девушек российских». Совсем в другом роде, но по-своему не менее выразительно даваемое Державиным описание знойно-страстной «цыганской пляски» (в стихотворении, так названном). Ряд стихов Державина пред­ставляет прямые отклики на поразившие его явления изобрази­тельного искусства и архитектуры. В державинских стихах пред­стают перед нами во всем великолепии екатерининский Петер­бург, дворцы и парки Царского Села, Павловска. Державин считал поэзию «сестрой музыки» и вместе с тем называл ее «гово­рящей живописью». И в самом деле картинность и музыкальность составляют два замечательнейших свойства его стихов, редко сочетающиеся с такой равной силой в творчестве одного и того же поэта. Это подметила уже современная ему критика, точно определяя его стихи, как «картины для слуха и взора». Двойная одаренность — поэта и живописца — помогла ему дать в своих собственных стихах блестящие образцы подлинно «говорящей живописи». Таково хотя бы известное описание Екатерины II в «Видении мурзы». Этот превосходный словесный портрет пред­ставляет собой точное стихотворное соответствие знаменитому портрету Екатерины, написанному одним из лучших наших ху­дожников-портретистов XVIII в. Левицким. Изумительной яр­костью и богатством расцветки отличаются и державинские опи­сания природы и его натюрморты (вроде знаменитого описания уставленного закуской обеденного стола в послании «Евгению. Жизнь Званская»), Вот, например, данное в пурпурной гамме описание освещенного утренней зарей «шумного и прозрачного источника», «текущего с горной высоты»:

  • Когда в дуги твои сребристы
  • Глядится красная заря,
  • Какие пурпуры огнисты
  • И розы пламенны, горя,
  • С паденьем вод твоих катятся!

(«Ключ»)

Но острый глаз художника умеет уловить, а перо поэта — зарисовать словами не только резкие краски, а и оттенки, полу­тона, игру света и тени, неуловимые переливы из цвета в цвет (см. стихотворение «Радуга» или описание «черно-зеленых в ис­крах» перьев павлина в стихотворении «Павлин»), Оставаясь художником-живописцем, Державин использует и все преимуще­ства поэзии, позволяющей запечатлеть последовательность и смену явлений во времени, показать мир в движении (см., на­пример, «Облако»).

Полностью реализует Державин в своих картинах природы и открываемую поэзией возможность выходить за пределы только зримого:

  • Средь тучных туч, раздранных с треском,
  • В тьме молнии багряным блеском
  • Чертят гремящих след колес.
  • И се, как ночь осення, темна,
  • Нахмурясь надо мной челом,
  • Хлябь пламенем расселась черна,
  • Сверкнул, взревел, ударил гром.
  • И своды потряслися звездны.
  • Стократно отгласились бездны,
  • Гул восшумел, и дождь, и град,
  • Простерся синий дым полетом,
  • Дуб вспыхнул, холм стал водометом,
  • И капли радугой блестят.

(«Гром»)

Державин рисует здесь картину грозы не только словами-крас- ками, но и словами-звуками. Сам Державин придавал очень большое значение «сладкогласию» и «сладкозвучию» стихов, «со­гласию» поэзии с музыкой. Согласие это, по Державину, выра­жается прежде всего в «чистом гладкотекущем слоге, чтоб он легок был к выговору, удобен к положению на музыку», т. е. в музыкальности самого стиха («Рассуждение о лирической поэзии или об оде»). Помимо того, Державин выдвигает и здесь свой постоянный принцип «подражания природе», т. е. в данном слу­чае звукоподражательности стиха. «Знаток,— пишет он в том же своем «Рассуждении»,— тотчас приметит, согласна ли поэзия с музыкою в своих понятиях, в своих чувствах, в своих картинах и, наконец, в подражании природе. Например: свистит ли вы­говор стиха и тон музыки при изображении свистящего или шипящего змия, подобно ему; грохочет ли гром, журчит ли источ­ник, бушует ли лес, смеется ли роща — при описании раз­дающегося гула первого, тихобормочущего течения второго, мрачно-унылого завывания третьего и веселых отголосков чет­вертой».

В ряде случаев Державину удалось, говоря его же термином, замечательно «одоброгласить» русский стих, создать классиче­ские образцы музыкальной плавности, «гладкотекущести». В ка­честве примера может быть указано начало «Видения мурзы», о котором такой выдающийся знаток, как поэт Батюшков, ото­звался, что он не знает ничего плавнее стихов:

  • На темноголубом эфире
  • Златая плавала луна…
  • Сквозь окна дом мой освешала
  • И палевым своим лучом
  • Златые стекла рисовала
  • На лаковом полу моем.

Легко заметить, что эти строки построены на нагнетании одного из наиболее музыкальных звуков, плавного звука л (в ча­стности, настойчиво, в иных строках по три раза повторяемом звукосочетании и при почти совершенном отсутствии р. Для того чтобы еще нагляднее показать свойственные русскому языку «изобилие, гибкость, легкость и вообще способность к выраже­нию самых нежнейших чувствований», Державин пишет десять анакреонтических стихотворений, в которых, как он сам указывает, буквы р «совсем не употреблено». Однако наряду с подоб­ной «легкостью» и «сладкогласием» стих Державина часто отли­чается намеренной жесткостью, шероховатостью, сгустками со­гласных, затрудненностью в расстановке слов.

Едва ли не еще замечательнее стих Державина в отношении «звукоподражания». Сам он, в качестве примера этого, приводит строку из своего стихотворения «Мой истукан». Склонный к авто­иронии, поэт представляет себе, что его мраморный бюст будет сброшен неблагодарными потомками и скатится по длинной лест­нице царскосельской Камероновой галереи, в которой были по­ставлены бюсты «славных мужей»: «Стуча с крыльца ступень с ступени» (сту… сту… сту…). Вот еще примеры звукоподража­тельных строк: «И гул глухой в глуши гудет» или: «Затихла тише тишина» и т. п. Огромной силой звуковой изобразительности от­личается знаменитое место «Водопада» (строфы 28—29), где ри­суется единственная в своем роде «картина для слуха» — ощу­тимо даны самые разнообразные звуки — от «шороха» до «рева» и многократно, отражениями эхо в горах, умноженного, «гремя­щего по громам» грома. Современный нам исследователь-музыко­вед Т. Ливанова пишет: «О Державине смело можно сказать, что он со всех точек зрения оказался наиболее музыкальным из русских поэтов XVIII века».

Мастером и знатоком выказывает себя Державин в области метрики и ритмики. Его «вольный стих», который он первым дер­зает перенести из жанра басни в жанры высокой лирики, отли­чается подчас замечательной изобразительностью. Так, напри­мер, рисует он явление поэту музы, слетающей к нему «как зефир», как резвый «ветерочек» («Любителю художеств»). Позво­ляет себе Державин и еще большую метрическую «дерзость»: пишет иногда «смешением мер» — соединением различных стихо­творных размеров (см. замечательное его стихотворение «Ла­сточка»). Что касается разнообразия строфического построения стихов, то с Державиным в этом отношении не может идти в сравнение никто в нашей поэзии.

Справедливо называя Пушкина первым подлинно и во всех смыслах совершенным «поэтом-художником Руси», Белинский подчеркивал, что стихи Державина «преисполнены элементов поэзии как искусства», но вместе с тем соглашался признать в них лишь «проблески художественности». Действи­тельно, многое, что было только начато Державиным, нашло свое завершающее художественное воплощение в творчестве Пушкина. Однако даже и величайший Пушкин не реализовал всех возмож­ностей, заключенных в поэзии Державина. Этим объясняется то, что и после Пушкина поэзия Державина продолжала оказывать непосредственное воздействие на ряд позднейших явлений нашей литературы. Яркая красочность и ослепительный блеск державин- ских зарисовок природы сказались на пейзажной манере Гоголя, автора «Вечеров на хуторе близ Диканьки», так же как патети­чески-величавый образ России — в лирических отступлениях его «Мертвых душ». Предпринятые Державиным опыты «смешения мер», мимо которых полностью прошел Пушкин, были продол­жены Тютчевым, в лирике которого вообще своеобразно оживает державинская струя нашей поэзии.

В XX в. пытались присвоить себе Державина представители декадентских течений — символисты, акмеисты. Однако дальше внешних стилизаций их попытки писать «под Державина» не по­шли. Некоторые аналогии «смешанному» жанру од Державина, соединяющему воспевание с шуткой и сатирой, его «шуточному тону», который вместе с тем «есть истинно высокий лирический тон», можно, как уже сказано, найти в творчестве Маяковского.

Если домашнее задание на тему: " Поэтическое мастерство ДержавинаШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.