Поэма итогов «Анна Снегина» (1925)



Есенин считал ее лучшей в своем творчестве. Сюжетно-композиционную основу поэмы образуют две линии. Одна — лирико-романтическая, связанная с историей любви поэта к «девушке в белой накидке», — завершается драматически: после револю­ции Анна Снегина, дочь помещика, оказывается на чужбине, где ждет ее горький хлеб изгнания.

Другая линия — драматическая, восходящая к до­революционным временам,— воссоздает историю му­жицкого бунта, возглавленного бедным крестьянином Проном Оглоблиным. У этой сюжетной линии широкое эпическое завершение. Социальное расслоение русского села, сцены борьбы между жителями богатой деревни Радово и нищими, обделенными землей и судьбой криушанами, тонко детализированные образы возницы, мельника, трусливого и никчемного мужичка Лабути — все это постепенно перерастает в картину взбудоражен­ной революцией крестьянской России. Интересен образ непокорного мужика Прона Оглоблина. Сосланный в Сибирь за убийство сельского старосты, Оглоблин после революции становится крестьянским вожаком, он меч­тает устроить на деревне коммуну.

Эпическим развитием сюжета поэмы обусловлено обращение к образу Ленина. Есенина и ранее волнова­ла эта великая тема советского искусства («Ленин» — отрывок из поэмы «Гуляй-поле», 1924—1925; стихотво­рение «Капитан земли», 1925). Воссоздавая облик во­ждя революции, поэт подчеркивает простоту и глубо­кую человечность («Застенчивый, простой и милый»), волю и решительность гения, сумевшего «потрясть шар земной».

В «Анне Снегиной» ленинский образ возника­ет в сцене беседы поэта с крестьянами и поворачивает­ся новой гранью:

  • «Скажи,
  • Кто такое Ленин?»
  • Я тихо ответил: «Он — вы».

Эпос и лирика в поэме «Анна Снегина» органично слиты. И все-таки имя героини вынесено в заглавие поэмы потому, что лирическая тема особенно близка поэту, складу его дарования, способу видения окружа­ющего мира. Кольцевое обрамление тоже определяется лирической темой. Воспоминание о сильном юношеском увлечении в начале поэмы окрашено горечью: девушка ответила отказом. В финале те же строфы повторяются, но звучат уже совсем иначе:

  • Далекие, милые были!
  • Тот образ во мне не угас.
  • Мы все в эти годы любили,
  • Но, значит,
  • Любили и нас.

Кольцевая композиция символизирует победу до­брых начал. От «девушки в белой накидке» естествен переход к светлому миру сбывшихся надежд не только в личном, но и в большом социальном плане. Все, что терзало поэта в пору «Москвы кабацкой», уходит без следа, и остается пронизанное теплотой весеннего сада ощущение светоносности земного бытия:

  • Я думаю:
  • Как прекрасна Земля
  • И на ней человек.

Эти же настроения с поразительным художествен­ным совершенством воплощены в цикле из пятнадцати стихотворений «Персидские мотивы» (1924—1925) — жемчужине есенинской лирики.

Надо заметить, что мировая поэзия любила обра­щаться к экзотической восточной тематике. «Западно-Восточный диван» Гёте, восточные стихи Пушкина, «Крымские сонеты» Мицкевича — основные вехи на этом пути. Искания европейской философской мысли облекались в форму, навеянную поэтическими шедевра­ми Хафиза, Фирдоуси, Саади, Хайяма.

Обращаясь к традиционным мотивам роскошной природы Востока, чувственных наслаждений, радостей жизни, Есенин осмысляет их по-новому: он создает идеальное царство прекрасного, поэтический эдем, в котором творит молитву красоте, вечной женствен­ности.

  • Свет вечерний шафранного края,
  • Тихо розы бегут по полям.
  • Спой мне песню, моя дорогая,
  • Ту, которую пел Хаям.
  • Тихо розы бегут по полям.

Означает ли это погружение «в цветочные чащи», в мир, где «нет ни тревог, ни потерь», бегство от дей­ствительности, трудной и сложной жизни, которой жи­ла страна? Может быть, изящно-мелодические строки о нежности, розах, «лебяжьих руках», глазах, «полыха­ющих голубым огнем», слишком контрастировали со всем духом драматичнейшей, мятежной лирики поэта? Но голос был полон тревоги «тогда, когда был край… болен». В период создания «Персидских моти­вов» иные настроения наполняют лирику Есенина, о чем он и поведал в стихотворении «Несказанное, синее, нежное…», которое можно было бы принять за квинтэссенцию персидского цикла:

  • Несказанное, синее, нежное…
  • Тих мой край после бурь, после гроз,
  • И душа моя — поле безбрежное —
  • Дышит запахом меда и роз.

«Причащение» к Востоку даровало поэту то, чего так жаждала его измученная душа, вылеченная «сини­ми цветами Тегерана»,— обретение чувства гармонии («Улеглась моя былая рана»). Знаменательно, что именно эта врачующая символика синего цвета, ранее ассоциировавшегося с самым дорогим, что связывало поэта с Россией, дарована экзотическим растениям Востока.

Глубокое проникновение поэта в самый дух персид­ской поэзии обусловлено не только высокой поэтиче­ской культурой, но и отзывчивостью музы Есенина, ее чуткостью к общечеловеческим проблемам. Широко известны тесные творческие контакты Есенина с поэта­ми Грузии и Азербайджана. Он посещает Среднюю Азию, Украину. Вот почему так органично вплетаются в ладово-мелодическую основу персидского цикла ино­национальные начала. Музыкальность и напевность, как родовые черты есенинской лирики обретают новые качества. Мелодический рисунок становится, как бы сродни бесконечной волне восточного орнамента, изыс­канности коврового узора, трепетной воздушности шел­кового сюзане.

Певец равенства и братства людей, Есенин — поэт большой патриотической темы. Русь, Родина, отчий край — неизменные мотивы его лирики. Это неизбывное сыновнее чувство пронизывает и цикл персидских сти­хотворений:

  • Как бы ни был красив Шираз,
  • Он не лучше рязанских раздолий.

Многие шедевры есенинской лирики («Выткался на озере алый свет зари…», «Не жалею, не зову, не пла­чу…», «Отговорила роща золотая…», «Письмо матери», «Клен ты мой опавший…», «Ты меня не любишь, не жалеешь…», «До свиданья, друг мой, до свиданья…» и др.) положены на музыку (и не единожды); некото­рые стали народными песнями.

Лирика Есенина носила по преимуществу испове­дальный характер. Однако ошибочно было бы на этом основании говорить об узости диапазона творчества поэта или камерном содержании есенинской поэзии. Лирика Есенина социально насыщена, ибо и самые интимные его стихотворения освещены светом высокого гуманистического идеала.

В статье «О пролетарских писателях» С. Есенин утверждал, что искусство не есть «лишь закрепление нового на земле быта. В мире важно предугадать при­шествие нового откровения, и мы ценим на земле не то, «что есть», а «как будет». Провидческим талантом такого истинного художника в полной мере владел автор «Сорокоуста» и «Анны Снегиной».

Если домашнее задание на тему: " Поэма итогов «Анна Снегина» (1925)Школьное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.