Подробности кризиса в пролеткультовской идеологии



В начале 20-х годов пролеткультовская идеология испытывает серьезный кризис, а творческая направлен­ность пролетарских поэтов заметно меняется. Одни (М. Герасимов, В. Кириллов, И. Филипченко), разочарованные эпохой нэпа, не поняв сути нового эта­па революции, постепенно замолкают; другие (И. Садофьев, Н. Полетаев, В. Казин, Г. Санников) пережи­вают существенную эволюцию: под их пером романтико-аллегорическая лирика приобретает отчетливо реа­листические краски, космизм сменяется вниманием к человеческому характеру, к конкретной детали, вмес­то абстрактных вневременных представлений возникает чувство историзма. Не «мировой пожар», а будни рево­люции — вот что становится предметом их поэзии.

В творчестве Василия Казина трудовой процесс неразрывно связан с окружающей средой, природой, как это было у Кольцова и Некрасова, хотя и на иной, социально-производственной основе. Труд столяра, кровельщика, каменщика у Казина, наиболее даровито­го из «кузнецов», опоэтизирован, окрашен в интимно- лирические тона (сб. «Рабочий май», 1922).

Стремлением к простоте и достоверности пронизаны творческие поиски Николая Полетаева. Лирику поэта отличают задушевность, естественность интонаций. Именно этими качествами завоевало путь к сердцу читателей его лучшее стихотворение «Портретов Лени­на не видно…» (1923):

В первые годы после Октября преимущественно вокруг Суриковского литературно-музыкального круж­ка группируются крестьянские поэты, такие, как А. Ширяевец, Н. Клюев, С. Клычков, П. Орешин и др. Крупнейшим из них был поэт Спиридон Дрожжин, горячо приветствовавший революцию.

В отличие от пролетарских поэтов и футуристов, которые порывали с классическим наследием, для крестьянских поэтов характерна опора на традиции русской классики и устного народного творчества. Если пролетарские поэты сделали своим кумиром «машини­зированные толпы», технизацией заменяли внутренний мир человека, то в крестьянской поэзии упор делался на изображение внутренних душевных эмоций, явлений живой природы; поэты проявляли интерес к истории — далекой и близкой, русскому зодчеству, народным про­мыслам, сельским преданиям и легендам.

Своеобразие идейно-эстетической позиции крестьян­ских поэтов, достоинства и недостатки их поэзии объяс­нялись поисками так называемой «мужичьей правды». Вместе с тем наиболее дальновидные из них хорошо понимали, что для торжества народных идеалов не­обходимо сотрудничество всех передовых сил. Вот поче­му еще в сентябре 1918 г. С. Есенин, С. Клычков, С. Коненков и П. Орешин выступили с заявлением о необходимости образования крестьянской секции в Московском пролеткульте. Однако сектантские уста­новки и кастовость пролеткультовцев помешали рожде­нию этого творческого союза.

Если домашнее задание на тему: " Подробности кризиса в пролеткультовской идеологииШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.