Подъем общественного движения против крепостничества. Декабристы



Героические усилия народов России, и в первую очередь крестьянства, позволили разгромить противника на русской земле. Но не смотря на это, они продолжали оставаться в рабстве. Крепостные крестьяне не только не получили после войны ожидаемой свободы, но оказались в еще более тяжелом положении. Россия переживала период реакции. Передовая общественная мысль преследовалась, протесты трудящихся масс подавлялись. Всячески внедрялась реакционно-мистическая идеология. Проводником этой по­литики царского правительства был главный советник царя граф Арак­чеев. Система политических и полицейских мероприятий царского пра­вительства получила название аракчеевщины.

Вся тяжесть восстановления разоренной войной экономики, а также содержания огромной армии была возложена на крестьянство. В рай­оне Новгорода, Чугуєва, Херсона и других губерний были учреждены военные поселения, куда насильно сгонялись крестьяне, обязанные од­новременно заниматься военной муштрой и сельскохозяйственными ра­ботами. Весь уклад личной и семейной жизни регламентировался во­енной муштрой. Военной дисциплине подчинялось все мужское и жен­ское население. Беспощадные телесные наказания грозили за малей­шее нарушение дисциплины.

Усиление крепостнического гнета, феодальная реакция вызвали про­тесты трудового населения и передовых кругов русского общества. Хотя царизм всячески стремился сохранить отживающие крепостниче­ские порядки, усиливая феодальную реакцию, поддерживая контрре­волюционные силы в Европе, в России в атмосфере общего недоволь­ства возникает революционное движение. Передовая дворянская интел­лигенция была сторонником буржуазного развития страны. Слабость буржуазии России делала ее неспособной вести политическую борьбу, и носителями буржуазной идеологии становятся лучшие представители дворянства. Дворянские революционеры, первыми выступившие против царизма в декабре 1825 г., получили наименование «декабристов».

Революционные взгляды декабристов сложились под непосредствен­ным воздействием российской действительности первой четверти XIX в. Противоречия между господствовавшим в стране крепостничеством и постепенно развивающимися элементами капиталистического уклада, грозный размах массового движения, охватившего крестьянство, «ра­ботных» людей и солдат, идейное влияние публицистики и литературы конца XVIII и начала XIX в., антикрепостнических призывов А. Н. Ра­дищева — все эти факторы определили формирование революционной идеологии декабристов. Важное значение в укреплении передовых идей в обществе имела западноевропейская просветительная и материали­стическая философия. Огромную роль в росте сознания будущих декаб­ристов сыграли события Отечественной войны и заграничные походы русской армии. «Мы дети 1812 года»,— говорили о себе декабристы. Дворянские офицеры «…были заражены, — отмечал В. И. Ленин, — со­прикосновением с демократическими идеями Европы во время наполе­оновских войн». Развитие национально-освободительного и революци­онного движения в Западной Европе укрепляло убеждения будущих декабристов в том, что и Россия должна идти по пути коренных пре­образований в политической жизни.

Возникновение в 1816 г. первого тайного общества в Петербурге — «Союза спасения», или «Общества истинных и верных сынов отечест­ва», было связано с глубоко осознанным стремлением спасти страну, ликвидировать экономические и политические несообразности, добиться свержения самодержавия и отмены крепостного права. В состав обще­ства входило около 30 человек. Среди них: А. и Я. Муравьевы, С. и М. Муравьевы-Апостолы, С. Трубецкой, П. Пестель, И. Д. Якушкин.

В 1818 г. в Москве преемником «Союза спасения» становится новое общество под названием «Союз благоденствия», которое насчитывало около 200 членов. Оно просуществовало около трех лет и было ликви­дировано самими его членами ввиду острых разногласий относительно целей и тактики общества.

В 1821 г. почти одновременно возникают два тайных общества — Северное в Петербурге и Южное — в Тульчине, Каменке и Василькове.

В «Северное общество» в Петербурге входили: П. Муравьев, Н. Тур­генев, С. Трубецкой, К. Рылеев, братья Бестуокевы, П. Каховский и др. Программа общества написана Н. Муравьевым и известна в литерату­ре как «Конституция Муравьева». По этой программе предполагалось установить в России конституционную монархию, равенство всех граж­дан перед законом, свободу печати, слова, вероисповеданий. Для изби­рателей предусматривался высокий имущественный ценз. Крепостное право отменялось, но земли помещиков оставались неприкосновенными. Страна должна была стать федерацией, включающей отдельные дер­жавы и области во главе с верховным органом — «Народным вече», состоящим из двух палат.

В «Южное общество» входили: П. Пестель, А. Юшневский, С. Му­равьев-Апостол и некоторые другие. Душой общества был П. Пестель, который отличался острым, оригинальным умом и организаторскими способностями. История КПСС характеризует П. Пестеля как выдаю­щегося теоретика и политического лидера декабристов, По поручению общества он изложил его программу в «Русской правде», основные по­ложения которой сводились к следующему. В России упразднялось кре­постное право, сословный строй, объявлялось равенство всех граждан перед законом и устанавливалось республиканское правление. Крестья­не получали из общественного фонда земельные наделы без выкупа. Страна по государственному устройству становилась строго централизо­ванной. «Русская правда» должна была служить наказом временному революционному правительству России.

Обе программы носили революционный характер. Единой была их цель — борьба за ликвидацию крепостничества и свержение самодер­жавия, установление представительной формы государственного прав­ления, демократизация общественной жизни. Однако в программах за­метна дворянская ограниченность. Особенно ярко это проявилось в ре­шении земельного вопроса. Согласно конституции Н. Муравьева, земля считалась собственностью помещиков, крестьяне получали небольшой надел две десятины на двор. По программе Пестеля, от помещиков отходила только половина земель, которая становилась общественным достоянием. Вторая половина была предназначена для продажи в ча­стную собственность.

В начале 1823 г. в Новоград-Волынске возникла еще одна тайная организация — «Общество соединенных славян», которая также стре­милась к созданию республиканской федерации славянских стран. Не­задолго до восстания декабристов «Общество соединенных славян» влилось в «Южное общество».

Если домашнее задание на тему: " Подъем общественного движения против крепостничества. ДекабристыШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.