Пьесы Веревкина



Появление «Бригадира» Фонвизина послужило мощным толчком к дальнейшему развитию рус­ской драматургии. В 1772 г. появляется первая русская комическая опера «Анюта» М. Попова, образцы официальной драматургии — первые комедии Екатерины II «О время!» и «Именины г-жи Ворчалкиной», последняя комедия Сумарокова «Рогоносец по воображению»; в 1773 г. пишет свою первую комедию директор Казанской гимназии, драматург и пе­реводчик Михаил Иванович Веревкин (1732—1795).

Сумароков, как мы знаем, резко восставал с позиций дворян­ского классицизма против новой буржуазно-просветительской драматургии — «пакостного рода слезных комедий». Веревкин, наоборот, принимает новую буржуазно-просветительскую эсте­тику, но стремится поставить ее на службу классово-дворянским целям и интересам. Свои пьесы он пишет в новом «смешанном» роде — жанре «серьезной комедии», ставящей своей задачей не только осмеивать пороки, но и учить добродетели.

В своем «первом драматическом покушении» — комедии с программным названием «Так и должно» (1773)—автор на первый план ставит именно показ «отличных действий доброде­тели». Есть в комедии Веревкина и «порочное» (в образах вое­воды, его секретаря — «с приписью подьячего» Урывая Алтынникова, других судейских), и «смешное», но гораздо сильнее выражено в ней «жалостное», «исторгающее слезы», «чувстви­тельное». Молодой дворянин Доблестин, приехавший из столицы к себе в поместье, хочет жениться на внучке соседки-помещицы. Неожиданно он узнает в старом колоднике, который в «рубище и оковах» просит милостыню, своего дядю — образец доброде­тели,— отправившегося двадцать лет тому назад на войну с тур­ками и с тех пор без вести пропавшего. Оказывается, дяде уда­лось стариком вернуться на родину, но так как у него не было при себе никаких документов, местный воевода засадил его в тюрьму. Негодующий молодой Доблестин выдерживает жесто­кий бой с воеводой и с его секретарем и путем то угроз, то денег добивается освобождения дяди. Торжеством страдающей невинности в лице дяди и женитьбой его столь же добродетель­ного племянника комедия Веревкина и заканчивается. Построена она также по-новому, представляя собой не туго стянутый узел условных «единств» (единство места не соблюдено, действие явно двоится: сватовство Доблестина и имеющая к нему весьма малое фабульное отношение борьба его за дядю), а некую совокупность разнообразных житейских происшествий, связанных только тем, что они совершаются одновременно.

С еще большей силой стремление Веревкина к жизненной конкретности, к соответствию реальной действительности сказы­вается в другой его комедии, опять-таки с подчеркнуто программ­ным названием «Точь-в-точь», т. е. точь-в-точь, как в самой жизни. Содержание пьесы особенно любопытно тем, что оно непосредственно связано с крупнейшим событием внутренне-лирической жизни страны — восстанием Пугачева.

Новейшим исследователям удалось установить, что в основу пьесы, опубликованной только в 1785 г., но написанной Веревкиным в 1774 г. в Симбирске, где в это время находился пленен­ный Пугачев, положен действительный случай. Веревкин, кото­рый служил в это время директором походной канцелярии при главнокомандующем правительственными войсками графе Петре Панине, побывал в Керенске и под свежим впечатлением от всего виденного и слышанного написал свою пьесу. Классово- дворянская ее направленность бьет в глаза. Дочь воеводы одного из отдаленных городов, Трусицкого, и молодой дворянин, офицер Воин Воинович Милой, любят друг друга. Но вспыхивает вос­стание Пугачева. Героиня заявляет, что она отдаст свою руку Милому, но не прежде, чем он исполнит свой долг, приняв уча­стие в усмирении восстания. Милой спешно возвращается в полк. Между тем пугачевцы подходят к городу. Трусливый воевода бежит, но дочь его попадает в руки восставших. Она пригляну­лась «атаману», который вынуждает ее стать его любовницей. После того как Пугачев был разбит под Черным Яром, дочь воз­вращается к отцу и умоляет разрешить ей постричься в мона­хини. В это время в город приезжает и ее жених. Невеста, однако, отказывается выйти за него замуж, не желая нанести ему «бесчестия». Тогда между молодыми людьми происходит своеобразное «сражение добродетелей» — прием, вообще излюб­ленный Веревкиным. Жених падает перед ней на колени, воскли­цая, что ему уже все известно и что именно его честь велит ему «восстановить безвинно гибнущую добродетель». Затем жених выхватывает шпагу, угрожая тут же заколоться, если она не согласится стать его женой. Потрясенная невеста восклицает: «Живи, живи! и будь столько благополучен, сколько добродете­лен». Отец благословляет их на брак.

В пьесе есть и сатирическое изображение «пороков». Воевода

Но только трус (отсюда и его фамилия), но и неправосудный судья. В еще более резких тонах показан его помощник, подья­чий Клим Авксентьевич Удальцов, наглый взяточник и грабитель. Но перед лицом их общего врага — восставших крестьян — «по­рочность» персонажей автором характерно «снимается». Взяточ­ник-подьячий оказывается смелым удальцом (что подчеркнуто и его фамилией), после бегства воеводы взявшим оборону города в свои руки и успешно отстоявшим его от пугачевцев. Да и сам трусливый воевода наделен трогательными родительскими чув­ствами, в какой-то мере располагающими к нему зрителей.

В противоположность сугубо дворянским пьесам Верев­кина, в значительно более демократическом духе используются формы новой «смешанной драматургии» в ряде образцов русской «комической оперы».

Если домашнее задание на тему: " Пьесы ВеревкинаШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.