Период развития прозы 20-х годов



Предшествующий период развития советской литерату­ры — период революции и гражданской войны — был вре­менем расцвета поэзии.

«В грозные годы революции,— свидетельствует изве­стный критик 20-х годов П. И. Лебедев-Полянский,— мы жили преимущественно стихами… О романе он (то есть читатель) и мечтать не смел».

В 20-е годы положение изменилось. Получили активное развитие прозаические жанры.

Проза этого времени характеризуется напряженным сюжетом, острым социальным конфликтом. Роман, по­весть, рассказ, очерк в том виде, в каком эти жанры сложились в дооктябрьской русской литературе, в 20-е го­ды встречаются редко. В это время уже началось то небывалое смешение жанров, которое со всей определенно­стью заявило о себе на последующих этапах развития советской литературы.

В текст своего романа «Чапаев» Д. Фурманов, напри­мер, включил хронику, очерк, дневниковые записи, письма. В ряде произведений отсутствуют традиционные элементы сюжета.

Интересную особенность прозы 20-х годов можно про­иллюстрировать на примере повести Л. Сейфуллиной «Четыре главы» (1922). Это произведение открывалось программным заявлением: «Жизнь большая. Надо томы писать о ней. А кругом бурлит. Некогда долго читать и рас­сказывать. Лучше отрывки». «Четыре главы» можно срав­нить с мозаикой: разрозненные отрывки, по мысли писа­тельницы, должны были силою воображения читателя сливаться в цельную картину. Стремление к краткости реализовывалось не только за счет фрагментарной компо­зиции. Видоизменялась конструкция предложения. Из него выбрасывались, иногда вопреки логике и грамматике, раз­личные члены: от подлежащих до обстоятельств. Нару­шался естественный порядок слов в предложении. Этих принципов придерживались многие художники тех лет. Так называемая «рубленая проза» была в начале 20-х годов в большой моде. Впоследствии, убедившись в ограничен­ных художественных возможностях этого приема, писате­ли отказались от него.

В целом развитие прозы в первое послереволюционное десятилетие можно охарактеризовать как движение от малых жанров рассказа и очерка к жанрам крупным — роману и эпопее, от зарисовки, документально точной картины к развернутым, обстоятельным, глубоким, про­блемным художественным исследованиям.

Центральное место в прозе 20-х годов занимала, как уже говорилось, тема революции и гражданской войны.

Если домашнее задание на тему: " Период развития прозы 20-х годовШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.