Период расцвета литературы XVIII века



Бурные политические события последней трети XVIII в., продолжающийся рост национального сознания, резкое обострение классовой борьбы, и в особенности борьбы угнетенного крепостного крестьянства против помещиков, стремительное развитие общественной мысли вызвали небывалый у нас дотоле расцвет художественной лите­ратуры. Литература перестает быть делом незначительного мень­шинства. Расширяется и заметно демократизируется круг читате­лей книг. Эти новые читатели предъявляют к литературе свои, более широкие и более демократические требования и запросы, ждут от нее отклика на свои нужды и интересы. К этим новым требованиям писатели вынуждены прислушиваться, а порой и прямо на них опираться. Литература активно вмешивается в классовую борьбу, становится заметной и все более влиятель­ной общественной силой, которую стремятся использовать пред­ставители различных общественных лагерей. В связи с этим резко пополняются писательские ряды. Если в 30 — 50-е годы писатели насчитывались у нас единицами, в последней трети века они исчисляются десятками и даже сотнями. Новиков в составленном им «Опыте исторического словаря о российских писателях», вы­шедшем в свет в 1772 г., дает сведения больше чем о 250 писателях-современниках.

Среди них находим представителей самых разнообразных со­циальных кругов и самого различного общественного положе­ния — от вельмож и многочисленных писателей-дворян до выход­цев из купечества, мелкого и городского люда и даже крепостного крестьянства. Наглядным подтверждением того серьезного обще­ственного значения, которое начинает приобретать художествен­ная литература, является приход в нее самодержавной власти в лице Екатерины II, которая ведет оживленную литературную деятельность в качестве издателя, редактора и автора, вступает в борьбу с противоборствующими ей литературными группиров­ками, настойчиво пытаясь подчинить литературу своим политиче­ским целям и задачам, поставить ее на службу российскому са­модержавию. Однако эти упорные усилия оказывались в основном тщетными: подавляющее большинство писателей продолжало в той или иной мере оставаться оппозиционным по отношению к прави­тельственному лагерю, так или иначе бороться с ним. От литера­турных средств и приемов Екатерина II вынуждена была все чаще прибегать к иным способам воздействия — цензурным при­теснениям и запретам, полицейским репрессиям вплоть до при­суждения за литературное произведение к смертной казни.

Условия, в которые поставлен писательский труд, продолжают быть попрежнему мало благоприятными. Но и тут происхо­дят известные сдвиги. Открываются более широкие возможности обнародования литературных произведений. Возникают, как мы знаем, весьма многочисленные журналы. Появляются книгоизда­тели и книгопродавцы. Литературная работа в ряде случаев на­чинает оплачиваться. Однако многие писатели все еще вынуж­дены прибегать к богатым покровителям-меценатам. Карамзин в конце века, правда, уже объявляет литературный и журналист­ский труд своим «главным делом жизненным», но и он в основ­ном опирается на крепостные доходы, позднее — на жалованье «историографа». В то же время большинство писателей недооце­нивает общественного значения своей литературной деятельности. Даже крупнейшие писатели, как Фонвизин, как Державин, зани­маются литературой в качестве некой дополнительной профес­сии, в часы досуга от служебных дел и обязанностей. «За слова меня пусть гложет, за дела сатирик чтит»,— прямо заявляет Державин, в значительной степени высказывая общие взгляды своей эпохи. То, что слова поэта вместе с тем есть уже и его дела, поймет только Пушкин.

В связи со всем сказанным чрезвычайно обогащается и услож­няется и сама литература. Наряду с «высокими» жанрами заме­чательного расцвета достигает сатира. Стремительно развивается драматургия. Если во вторую треть века в нашей литературе почти безраздельно господствовали стихотворные жанры, теперь рядом с ними возникает многочисленная и разнообразная худо­жественная проза. Продолжает существовать классицизм, но он все более сдает господствующие позиции новому литературному направлению — русскому сентиментализму. В то же время уси­ливается стремление литературы к сближению с жизнью, ко все более полному и правдивому ее изображению, все сильнее и явственнее пробиваются всходы будущего критического реализма. Наиболее ярко сказывается это в некоторых элементах поэзии Державина, и в особенности в двух вершинных произведениях русской литературы XVIII в. — «Недоросле» Фонвизина и «Путе­шествии из Петербурга в Москву» Радищева.

Если домашнее задание на тему: " Период расцвета литературы XVIII векаШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.