Памятник крестьянского творчества — «Плач холопов»



Наиболее замечательным памятником крестьянского творчества является «Плач холопов», ви­димо, сочиненный безвестным крепостным поэтом и датируемый, поскольку в нем упоминается екатерининская ко­миссия для составления нового «Уложения», 1767—1768 гг. «Плач холопов» проникнут гневно-сатирическими жалобами на горькую и тяжелую крепостную долю и отличается крайне резкой антипомещичьей и даже антиправительственной настроенностью. Открывается «Плач» выразительными словами: «О горе нам, холопем, за господами жить! || И не знаем, как их свирепству слу­жить!» «Пройди всю подселенную,— продолжает автор,— нет та­кова житья мерзкова! || Разве нам просить на помощь Александра Невскова?» — красноречивое свидетельство, что в народное со­знание и память образ Александра Невского вошел в качестве борца за национальную независимость, друга народа, поборника справедливости. Дальше автор задается вопросом, на что вообще надобны господа: «Неужель мы не нашли б без господ себе хлеба! На что сотворены леса, на что и поле, || Когда отнята и та от бед­ных доля?» Замечательна и прямая перекличка ряда мест «Плача» с литературной сатирой того же времени. Как и писа­тели-сатирики, автор «Плача» негодует по поводу того, что один человек владеет, «как скотом», множеством людей, которым он далеко уступает по моральным качествам; возмущается тем, что «тиранам-помещикам» дали власть для того, чтобы они «просве­щали Россию», «а они уже так нами владеют, что и говорить хо­лопи не смеют». Особенно несправедлива стала эта власть теперь, когда из всех дворян «Царю послужить ни один не хочет, || Лишь только у нас последнее точит» — явный намек на дарование так называемой «вольности» дворянству, т. е. права служить или не служить по своему усмотрению. Законы, суд — все на пользу од­ним только господам: «...если украдем господский один грош, ||Указом повелят его убить, как вошь. || А барин украдет хоть ты­сяч десять, || Никто не присудит, что надобно повесить... Боярин умертвит слугу, как мерина, || Холопьему доносу и в том верить не велено. || Неправедны суды составили указ, || Чтоб сечь кнутом тирански за то нас». Последние слова, конечно, имеют в виду уже известный нам указ 1767 г., которым крестьянам под угрозой каторги запрещалось жаловаться на помещика. «В свою ныне пользу законы переменяют: || Холопей в депутаты затем не выби­рают». Как уже сказано, в комиссию по составлению «Уложе­ния» помещичьи крестьяне допущены не были.

Представители остальных сословий выступали в комиссии со своими «мнениями», в которых высказывались о своих нуждах и пожеланиях. Таким своеобразным «мнением» лишенного права го­лоса закабаленного крестьянства «Плач» как бы и является. В нем дан достаточно острый и проницательный анализ классового, «гос­подского» характера всего государственного устройства екатери­нинской России. Сказались в «Плаче» и слабые стороны крестьян­ского движения: «свирепым тиранам и злым господам» в нем сочувственно противопоставляется «добрый» царь. Зато отноше­ние автора «Плача» к «лихим» «татям» господам носит совер­шенно недвусмысленный характер:

  • Власть их увеличилась, как в Неве вода;
  • Куда бы ты ни сунься,— везде господа!
  • Ах! когда б нам, братцы, учинилась воля,
  • Мы б себе не взяли ни земли, ни поля.
  • Пошли б мы, братцы, в солдатскую службу
  • И сделали б между собою дружбу,
  • Всякую неправду стали б выводить
  • И злых господ корень переводить.

Но и «солдатская служба» была в то время нелегка простому народу. Вспомним не только народные песни на эту тему, но и жалобы на нее крестьян, встречавшиеся уже в одной из сатир Кантемира. О горестной солдатской доле, о тяготах солдатской службы под игом корыстных и жестоких начальников-дворян красноречиво повествуют дошедшие до нас в нескольких списках рукописные стихи, составленные, очевидно, в конце 70-х или са­мом начале 80-х годов, т. е. вскоре после подавления восстания Пугачева, в разгар дворянско-потемкинской реакции, неведомым нам солдатским поэтом-грамотеем. Это — «Челобитная к богу крымских солдат» (высшим начальством крымских солдат был сам Потемкин) и «Горестное сказание». Как и «Плач холопов», оба эти стихотворения написаны «складной» речью (досиллабическим виршевым стихом интермедий и народных «забавных» картинок) и связаны с традициями старорусской рукописной ли­тературы. «Челобитная крымских солдат», искусно пародирующая язык и стиль официальной челобитной, напоминает «Калязинскую челобитную». Последним, 14-м пунктом ее является просьба к небесному владыке избавить солдат от владык земных — «многочисленных земных божков». В «Горестном сказании» дается резкая обличительная характеристика одного из таких «земных божков», «отца командира и почти владетеля», который «без­утешно всех гнал и мучил, истинно многим наскучил... милосер­дием на бедных совсем не внимал, имение и жизнь отнимал». Тут же автор высказывает трезвое и, видимо, горько выстрадан­ное понимание того, что словами делу не пособить: «Ведь больше словами только наскучим, || А свободу вряд ли получим». В то же время других средств он, в очевидной связи с разгромом пугачев­ского восстания, не видит.

Сатирических стихов, подобных «Плачу» и «Челобитной», в крестьяпско-солдатской среде создавалось, можно думать, немало. До нас дошли и другие сатирические солдатские стихи. Известно и еще одно «Прошение в небесную канцелярию» («Плач экономических крестьян»), однако относящееся, видимо, к несколько более позднему времени — началу XIX века.

Наиболее мятежным из всех только что рассмотренных нами произведений является самое раннее из них, «Плач холопов», определенно проникнутый грозным дыханием надвигающегося крестьянского восстания.

В этой же связи следует упомянуть и весьма выразительную народную картинку, резко отразившую лютую ненависть крепост­ных к барам-помещикам: «Бык не захотел быть быком да и сде­лался мясником»: забодал мясника, выхватил у него топор и «отрубивши ему руки, повесил ево вверх ногами и стал таскать кишки с потрохами».

Если домашнее задание на тему: " Памятник крестьянского творчества — «Плач холопов»Школьное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.