Отзывы о творчестве Н. Льюиса



В 70-х годах мы виделись с Льюисом много реже, чем раньше. Зимой 1985 года я вновь собиралась в Великобританию. Уехать удалось только в 1986-м. Весной Льюис прислал мне письмо-экспресс, о котором уже говорилось выше. «Приезжайте скорей,— гласило это письмо.— Я задумался над тем, что многие писатели, о которых Вы говорили в своих книгах, сегодня ушли из литературы. Но пришли новые, и с ними Вам надо встретиться и о них писать. Необходимо также познакомиться с редакторами журнала, в котором они все печатаются. Это «Гранта», которая базируется в Кэмбридже».

Из письма я поняла, что Норман Льюис сам хорошо знаком с редактором и, возможно, будет печататься в «Гранте», поняла по контексту и другое: что его я встречу в Кембридже или Эссексе. Об отъезде в Италию он в этот раз не писал. Он собирался туда, но не тогда же, когда звал меня приехать? Познакомиться с новыми людьми… Оказалось, что я плохо еще знала своего давнего друга! Прилетев в Лондон в начале января, я тут же постаралась связаться с ним (где он — в Кэмбридже или Эссексе, было неясно), но результат был не тем, которого я могла ждать: Норман днями уезжал в Италию, и нам удалось встретиться в Лондоне, притом всего на какой-нибудь час…

Ни о серьезной беседе, ни о встрече через него с редакторами «Гранты» не могло быть и речи. Он был верен себе: в ходе лет стремление к передвижению стало у него непреодолимым… Пора было научиться принимать Нормана Льюиса таким, какой он есть. Так или иначе, он все-таки один из немногих уже сегодня больших художников современной Британии и незаурядный человек. Многое ему на этом основании можно было и следовало прощать.

Я на ходу перебросилась с Норманом несколькими словами, выполнила уже сама данный мне им совет — познакомилась с редактором «Гранты» Бюффором. Когда мы еще раз встретимся с Льюисом — не буду гадать.

В лице Нормана Льюиса Британская литература послевоенных лет обрела большого художника, острого публициста и человека широкой перспективы. В то же время

Отечественная критика упорно пыталась обходить молчанием его лучшие книги. Особенно вопиющей была несправедливость ее в отношении романа «Зримая тьма», объявленного хором литературных судей неудачей писателя, слабым произведением, худшей из его книг. В книгах Льюиса 60-х годов не устраивала этих судей прежде всего та справедливая горечь, с которой их автор говорил о практике империалистов в зависимых от них странах. Может быть, исключение составила только книга Льюиса о мафии — «Почитаемое общество» (1964), где автор впервые разоблачил сицилийских представителей этого страшного общества, известного ему хорошо еще с военных лет. Книга эта имела хорошую прессу.

В 70-х годах в жизни и творчестве Льюиса наметились перемены. С начала этого десятилетия, впрочем, обстоятельства сложились так, что мы надолго почти потеряли связь и прекратили нашу ранее очень оживленную переписку. В основе нашей никем не сформулированной и временной, к счастью, размолвки лежало недоразумение и черты личности Льюиса, его «валлийский» характер. Подозрительность и обидчивость Льюиса чаще всего были необоснованны. Но если мы временно и перестали часто и помногу писать, то каковы бы ни были настроения автора, я не теряла его из виду, следила за всем, что он писал и печатал.

После «Малой войны по заказу» Льюис вновь обратился к публицистике, и даже те романы и статьи, которые он выпускал в 70-х годах, были пропитаны публицистикой. Таковы были «Немецкое сообщество», книга о Неаполе военных лет— «Неаполь 44» и множество статей о странах Латинской Америки, которые он часто и охотно посещал.

Уже в начале 80-х годов вышел новый роман Льюиса, притом роман, действие которого вновь происходит на Кубе. К этому времени наша переписка возобновилась (Норман, по его выражению, меня «нашел»), и я захотела узнать, почему он назвал эту книгу более чем загадочно

К теме мафии Льюис вернулся много позже (в 1975 году) еще раз, выпустив своего «Сицилийского специалиста». Здесь он резко и прямо говорит о связи мафии и американских спецслужб и деятельности ЦРУ как организации, воплощающей безнравственность и бесчеловечность. Книга эта представляет безусловно познавательный интерес, но в художественном отношении не идет в сравнение с романами Льюиса 60-х годов.

Если домашнее задание на тему: " Отзывы о творчестве Н. ЛьюисаШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.