Отображение женских характеров в «Тихом Доне»



Среди образов-типов в «Тихом Доне» видное место занимают женские характеры. Это женщины разных воз­растов, разных темпераментов, разных судеб — Ильинич­на, Аксинья, Наталья, Дарья, Дуняшка, Анна Погудко и другие. У каждой из них свой неповторимый мир, свои страдания и радости, своя боль души.

Женщины в романе представлены тремя поколениями: старшим, средним и младшим. На каждое поколение жен­щин накладывают свой отпечаток грозные исторические события.

Женщина-мать, провожающая сыновей на войну и ожи­дающая возвращения домой своих служивых, вдова-солдатка, потерявшая мужа, даны во многих эпизодах эпопеи.

У Шолохова женщина-мать всегда вызывает чувство уважения и почтения. Она полна любви к детям, к семье, полна стремлений сделать все для счастья своих детей.

Наиболее глубоко образ женщин старшего поколения запечатлен в образе Ильиничны. Ильинична всегда на стороне народной правды. Она сочувствует красным, осуж­дает Дарью за убийство Котлярова, а Митьку Коршуно­ва — за казнь семьи Кошевых, за участие в карательных операциях.

Набожная, суеверная, но всегда справедливая, Иль­инична строго осуждает и Григория за убийство матросов, за неоправданную жестокость.

Ильиничну отличает разумность, практичность, трудо­любие, способность многое понимать в жизни. С ее совета­ми вынужден считаться горячий и сумасбродный Пантелей Прокофьевич. Хотя она и не поднимается до социального протеста, но, преодолевая сословные предрассудки, уже по-иному решает многие жизненные вопросы.

Аксинья и Наталья — женщины среднего поколения. Пылкой, страстной, горячей, правдивой Аксинье, с ее «порочной красотой», противопоставлена скромная, сдер­жанная в чувствах Наталья. И несмотря на противопо­ложность их темпераментов, на контрастность их внешнего облика, есть качества, объединяющие этих женщин. Обе они чувствуют наступление новой эпохи, обе не мирятся с сословно-казачьими предрассудками, обе они не прини­мают того положения женщины в семье, с которым смиря­лись их матери. И Аксинья, и Наталья протестуют против установившихся порядков, борются за свои права в жизни.

Трагична участь Аксиньи и Натальи. Много было тяжелого в их жизни, но они знали и настоящее человече­ское счастье. В них сосредоточены лучшие черты женского характера: способность к большой любви, самопожертво­ванию, к великому чувству материнства.

По-иному сложилась жизнь у Дарьи. Красивая, с драз­нящей «вьющейся походкой», она жила легко и бездумно, как «красноталая хворостинка». И бездумность привела ее к бессмысленной жестокости, с которой она убила Котля- рова. За бездумную, легкую жизнь Дарья сурово наказа­на: заболела «дурной болезнью». Больше всего любя себя, гордясь своей красотой, боясь все это потерять и сгнить заживо, Дарья решает уйти из жизни. Лишь перед самой смертью она осознает, что надо было жить по-другому: «Я вон какую жизнь прожила и была вроде слепой».

Только Дуняше Мелеховой выпало счастье дожить до новых дней. Она натура цельная, волевая. В ней воплоще­ны лучшие черты мелеховского рода: чувство человеческо­го достоинства, трудолюбие, настойчивость. Полюбив Ми­хаила Кошевого, она становится его верным и преданным другом.

Шолохов показал, что революция пробудила в женщи­не желание активно участвовать в происходящих событи­ях. В этом плане большой интерес представляет образ Анны Погудко. Вместе с мужчинами Анна храбро сража­ется с врагом, стойко перенося все тяготы боевой жизни. Своей гибелью она утверждает торжество новой правды.

«Тихий Дон» занимает особое место в развитии литера­туры социалистического реализма. Если в эпических про­изведениях, написанных в жанре романа-эпопеи («Жизнь Клима Самгина» М. Горького, «Хождение по мукам» А. Толстого), основными проблемами были проблемы ин­теллигенции и революции, то содержание «Тихого Дона» определяется изображением пути народа в мировой войне, в революции и гражданской войне. И в этом плане «Тихий Дон» стоит ближе к произведениям А. Серафимовича («Железный поток») и Д. Фурманова («Чапаев» и «Мятеж»).

Выступая художником социалистического реализма, писатель показал, что путь народа в революции и граждан­ской войне не был гладким и ровным.

Шолохов с непревзойденным мастерством рисует на­род, разбуженный революцией. Обилие массовых сцен — трудовых, батальных, сходов, собраний — дает возмож­ность писателю показать народ как движущую силу исто­рии, воссоздать процесс роста революционного сознания масс.

Огромную идейную нагрузку несет поэтический образ Дона, который выступает символом жизни народа. Само название «Тихий Дон» полно символики: оно контрастиру­ет с изображенными событиями. Дон связан с жизнью и судьбами казачества, на его берегах идет борьба. С До­ном связаны судьбы Григория Мелехова и Аксиньи, Дарьи и Дуняшки, других героев романа.

Особым смыслом наполнен образ степи, которая явля­ется символом Родины. В лирических отступлениях писа­тель передает чувство сыновней любви к ней: «Родимая степь под низким донским небом!.. Низко кланяюсь и по- сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачьей, нержавеющей кровью политая степь!»

Роман соединил в себе высокое художественное мастер­ство в изображении народа с ленинским принципом пар­тийности, пронизывающим всю ткань произведения. По­истине классическое мастерство художника проявляется в создании образов-типов.

В «Тихом Доне» Михаил Шолохов, глубоко обобщив историческую действительность, показал жизнь в развитии и процесс ломки старых устоев, а также формирование в народе нового, революционного сознания, нового отно­шения к жизни, к действительности. Художник запечатлел творческую революционную энергию русского народа, раз­буженную Великой Октябрьской революцией.

Если домашнее задание на тему: " Отображение женских характеров в «Тихом Доне»Школьное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.