Отображение производственных проблем в драматургии



Анализ пьес И. Дворецкого, Г. Бокарева, А. Гельмана показывает, что драматургия уделяет большое внимание производственным проблемам. Драматурги создали образ нового героя, который не только убежден в необходимости научно-технического прогресса, но и делает все, чтобы организовать производство с учетом научно-технических достижений.

Новаторским явлением в 60-е годы стала драматургия Александра Валентиновича Вампилова (1937—1972). В пьесах «Прощание в июне» (1965), «Старший «сын» (1967), «Утиная охота» (1967), «Прошлым летом в Чулимске» (1972) драматург создал различные типы человеческих характеров. Его герои действуют в самых разнообразных, порой и очень сложных жизненных обстоятельствах.

В основе драматургии Вампилова — нравственный конфликт. Его герои, особенно молодые, на пути нрав­ственных поисков, осмысления своей жизни, поступков.

Художественное мастерство Вампилова проявляется в организации сюжета, жесткой композиционной структу­ре, умении создать яркие, выразительные характеры со сложной жизненной психологией, своеобразием мышле­ния, мироощущения, своей жизненной философией.

В пьесе «Старший сын» студент Бусыгин и его попутчик Семен Севостьянов, по прозвищу Сильва, провожая деву­шек, с которыми познакомились в кафе, опоздали на последнюю электричку. Им негде ночевать. Они приходят на квартиру старого музыканта Сарафанова, где Бусыгин выдает себя за его старшего сына, родившегося якобы в годы войны от случайной фронтовой связи.

Таким образом Бусыгин и Сильва случайно вторгаются в мир чужой семьи, становятся свидетелями сложных семейных отношений. И хотя Бусыгин изрек афоризм: «У людей толстая кожа, и пробить ее не так-то просто», он скоро понял жестокость и необдуманность своего легко­мысленного поступка.

Вначале Бусыгину кажется, что он на этот обман даже имеет право, поскольку его собственный отец оставил семью. Но в ходе разговора выясняется, что Сарафанов — человек достойный и глубоко порядочный. Возникает сложное положение: раскрыть свой обман — оскорбить человека в его лучших, искренних чувствах, не раскрыть тоже нельзя. Бусыгин, в отличие от Сильвы, духовный мир которого ограничен,— человек легко уязвимый и ранимый, глубоко чувствующий боль другого. Есть в нем известная психологическая близость с Сарафановым. Сарафанов скрывает от окружающих, что он давно уже не работает в оркестре, а играет на свадьбах и похоронах. Сарафанову безразлично, сын ему Бусыгин или нет, для него важна та близость душ, которая вдруг раскрылась.

Пьеса утверждает духовное единство людей, независи­мо от родственных связей.

Характер инженера Зилова в пьесе «Утиная охота» отличается двойственностью: в нем находим абсолютно противоположные качества — ложь и обаяние, равноду­шие и искренность, фантазерство и прямолинейность. Он обманывает жену и любовницу, близких и товарищей. Пьесу легко свести к изображению двух противоположно­стей — праведника и его антагонистов. Но замысел А. Вампилова глубже — раскрыть «степень омертвения» челове­ческой души. Проблески искренности у Зилова гасятся душевной дряблостью или цинизмом.

Вампилов развенчивает Зилова как человека, поправ­шего нравственные нормы жизни. Равнодушие к людям, неумение создать семью, бессмысленные компании собу­тыльников, нравственный цинизм делают Зилова ненуж­ным людям. И самому ему свое существование на земле кажется тягостным, бесцельным и безрадостным.

Основная проблема, которую решает А. Вампилов в своей драматургии,— испытание духовной силы челове­ка, испытание, которое при любых обстоятельствах позво­ляет удержаться на грани человеческого, оставаться са­мим собой. Героями А. Вампилова не движет какая-то идея или расчет — они совершают поступки, нередко трудно объяснимые, обусловленные некими «импульсами». Кон­фликт в пьесах Вампилова возникает на основе тех высо­ких нравственных принципов, которые герои принимают, но следовать которым не могут и не умеют.

Вопросам развития современной драматургии было уделено значительное внимание на VIII съезде писателей СССР. В своем выступлении Г. Боровик отметил заслуги современной драматургии, положительно оценив пьесы «Серебряная свадьба» А. Мишарина, «Иван» А. Кудряв­цева, «Последний посетитель» В. Дозорцева и др. От­мечая, что современные драматурги в непрерывных твор­ческих поисках, Г. Боровик сделал вывод: «Драматургия и театр давно пробивались к тому уровню правды, ко­торый нужен народу, а это значит к полной правде. Одна­ко, отмечая успех и общественное признание новых пьес, мы считаем, что это лишь начало огромной творческой работы, которая предстоит драматургам».

Перестройка и новые процессы, развернувшиеся в стра­не, поставили особые задачи и перед литературой.

Ликвидация в литературе застойных явлений проходит сложно и болезненно. За последние годы появились новые произведения, вызвавшие горячий интерес читателей и оживленные споры в критике. Это, в частности, повести В. Распутина «Пожар» (1985), В. Астафьева «Печальный детектив» (1986), роман Ч. Айтматова «Плаха» (1986), роман В. Белова «Все впереди» (1986), повесть В. Быкова «Карьер» (1986) и другие.

Для лучших произведений последних лет характерна постановка актуальных проблем времени, суровое отноше­ние к негативным явлениям жизни общества, усиление критического пафоса в оценке современной действительно­сти и событий прошлых лет, связанных с культом личности И. В. Сталина.

Действие романа В. Астафьева «Печальный детектив» происходит в областном городе Вейске. Главный герой романа — работник милиции Леонид Сошнин, человек, предъявляющий к себе большие требования. Он заочно учится в пединституте, много читает, самостоятельно овла­дел немецким языком. Сошнина отличает гуманное отно­шение к людям, нетерпимость к преступникам всех видов.

В романе много писательских раздумий над тревожны­ми фактами нашей жизни, которые волнуют Астафьева.

Если в широкоизвестных произведениях В. Белова «Привычное дело», «Кануны», «Лад» было дано изобра­жение деревни, судеб ее жителей, то действие нового рома­на писателя — «Все впереди» — происходит в Москве.

Герои романа Медведев, Иванов характеризуются стойкой душевной чистотой, высокой нравственностью. Им противостоит карьерист Михаил Бриш, подлый и без­нравственный человек, который не только вторгся в чужую семью, но и сделал все, чтобы дети позабыли отца.

Бесспорно, Белову не удалось отразить жизнь столицы с такой художественной силой и достоверностью, как жизнь деревни. Но в романе поставлены острые нравствен­ные проблемы, такие, например, как разрушение семьи, которые являются, к сожалению, характерными для жизни современного общества.

В романе «Плаха» Ч. Айтматов стремится возбудить чувство ответственности современников за разрушение нравственных устоев, за сохранение природы, за жизнь современной молодежи.

Центральный образ — Авдий Калистратов. Бывший семинарист, исключенный из семинарии за несогласие с ре­лигиозными догмами, ставший журналистом, он борется и с наркоманами, которые его сбрасывают с поезда, и с ци­ничными пьяницами, истребляющими сайгаков. По замыслу автора, Калистратов — положительный герой, челове­колюбец, борец за человеческое в человеке, но этот образ кажется во многом искусственным, надуманным, далеким от реальной действительности.

В романе много места уделено истории Иисуса Христа, которому своим человеколюбием родствен Авдий.

«Плаха» — это роман-предостережение, крик писателя о тех наболевших проблемах, которые мешают нашему обществу двигаться вперед.

В. Распутин своей небольшой повестью «Пожар» за­ставляет читателя задуматься над тем положением, в каком оказалась наша страна, все мы перед началом перестройки. В бедах небольшого сибирского поселка лесо­заготовителей-временщиков сфокусированы тревожные явления жизни, характерные для всего общества.

Взволнованно и художественно сильно рассказал писатель об утрате чувства хозяина своей страны, настрое­ниях наемных работников, равнодушных к тому, что будет после них с поселком, где они живут, да и со страной в це­лом, о пьянстве, падении моральных устоев. Повесть В. Распутина имела большой успех, получила высокую оценку читателей.

Давно волнуют Д. Гранина проблемы советской науки и ее творцов. Большой интерес у читателей вызвала его документальная повесть «Зубр» — о замечательном гене­тике Н. В. Тимофееве-Ресовском. Гранинский герой — человек своеобразного характера и нелегкой судьбы. Бес­конечно преданный науке, требовательный до равнодушия к себе и окружающим, одаренный ученый, он находит в себе силы противостоять ложным научным идеям и насаж­дающим их людям. Но в то же время он во многом по своей вине работает в годы войны в фашистской Германии, хотя и помогает при этом борцам Сопротивления, а его сын гиб­нет в концлагере.

О людях науки и роман В. Дудинцева «Белые одежды». В его основе события, связанные с гонениями противников «теории» Лысенко в биологии в 50-е годы. Писатель по­казывает, как эти гонения ломали судьбы и характеры людей, приводили к трагическим последствиям, принужда­ли ученых изменять правде науки, своим убеждениям, превращали их в угодников, подхалимов, приспособ­ленцев.

В последние годы на страницах журналов опубликова­ны ранее неизвестные широкому читателю произведения А. Ахматовой, Н. Гумилева, О. Мандельштама, И. Северянина, Б. Пильняка, Е. Замятина, А. Платонова, Б. Пастер­нака, А. Твардовского.

Если домашнее задание на тему: " Отображение производственных проблем в драматургииШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.