Особенности современного обучения игре на фортепиано



Цель статьи — показать роль психологических факторов обучения в развитии творческих способностей учащихся в современном обучении игре на фортепиано. В задачи статьи входит рассмотреть возрастные особенности учащихся, показать значение личности учителя, описать характеристики психологических качеств личности учащегося и обосновать влияние психологических факторов на разностороннее воспитание его личности.

Автор считает, что освещение данного вопроса является важным и актуальным в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к музыкальной педагогике.

Всестороннее развитие музыкальных способностей учащихся является главной задачей на музыкальных занятиях в современном обучении. Овладение игрой на инструменте дает детям круг новых знаний и навыков, помогает развитию исполнительской инициативы, что связано с активным формированием музыкальных способностей. Ребенок приходит на первый урок музыки с сияющими глазами, с ожиданием чуда в новом для него мире звуков, а, самое главное, с желанием извлечь их собственными руками. Педагог должен поддержать ученика, не погасить желание заниматься музыкой.

К сожалению, перед учеником выдвигают непонятные для него требования: сидеть прямо, держать правильно руки, брать клавишу тем пальцем, который написан, а не тем, каким хочется. Многие из наших требований лишают ребенка инициативы в то время, как обязанность трудиться не должна вступать в конфликт с радостью игры на

Развитие личности нельзя рассматривать вне контекста эпохи, да и сам ритм жизни сейчас иной. В социальной структуре общества произошли изменения, произошла и переоценка музыкальных пристрастий, которыми увлекается подрастающее поколение. Педагогу нужно быть в курсе новых веяний и стараться находить общий язык не только на почве классики, но и современной музыки. Современный процесс в музыкальном образовании сфокусирован на личности ребенка, на его воспитании, обучении и развитии в процессе общения с музыкой. Процесс обучения искусству должен проходить так, чтобы вместе со знаниями и профессиональными навыками, ученик развивал в себе качества творца. Педагог должен заботиться не только о передаче классических знаний и опыта, что характерно для традиционной методики, но и применять инновационные методы, направленные на развитие индивидуальных качеств детей, владеющих арсеналом творческих приемов.

Дети младшего возраста наделены двигательными способностями и испытывают потребность в движении. Объяснение приемов исполнения должно соответствовать уровню мышления детей и их физического развития. Процесс их обучения следует выстраивать по степени усвоения материала и постепенного возрастания сложности. Педагогу нужно помнить, что дети 6-7 лет не могут сосредоточиться на долгое время, а их память своеобразна: основную часть занимает непроизвольное внимание и запоминание. Поэтому задания следует давать в игровой форме, что делает урок менее утомительным для ребенка, а разнообразные задания являются необходимым элементом для разрядки.

Следующая важная черта данного возраста состоит в том, что ребенок легко воспринимает новое, но столь же быстро забывает выученное на уроке. Поэтому следует постоянно возвращаться к уже пройденному заданию. Кроме того, у ребенка иной темп мышления, чем у взрослого, он думает медленнее. Отсюда следует, что принуждение к спешке, к быстрой реакции приведет к отрицательным последствиям, так как внесет беспокойство, а, может, и страх.

Еще одной характерной чертой детской психологии является мышление в конкретных образах. Объяснение музыкальных терминов и приемов, довольно абстрактных для детского восприятия, нужно проводить на примере явлений, хорошо знакомых ребенку из его собственного опыта.

Особого внимания требует переходный или переломный возраст, который приходится на средние классы. В это время совершается переход от детского состояния к взрослому. Он связан с перестройкой психических процессов. Кроме того, следует учитывать и фактор физического развития подростка. Бурный физический рост часто приводит к неравномерности развития сердечно-сосудистой системы. Изменения деятельности желез внутренней секреции (щитовидной железы) вызывают повышенную возбудимость, раздражительность, вспыльчивость. При публичных выступлениях в этом возрасте наблюдается нестабильность в исполнении хорошо выученных произведений, метроритмическая неустойчивость. Одни учащиеся склонны к ускорениям темпов или берут неоправданно завышенные темпы, другие — быстро утомляются, становятся вялыми, апатичными и рассеянными. В это время наблюдается спад интереса к творческой деятельности, но зато повышается интерес к приобретению знаний и желание приобщиться к миру взрослых людей. Здесь педагогу нужно изменить привычные методы, найти новые формы, приемы и средства воздействия. Все сложности этого периода объясняются психологическими факторами, которые нельзя не учитывать в обучении подростка: формирование более высокого уровня психического развития, новых качеств личности ученика.

В старшем возрасте активно формируется мировоззрение школьника, его духовное «Я». Жизненный опыт и ситуации, приобретенные знания побуждают подростков осмысливать окружающий мир и свое место в нем.

Острой педагогической проблемой является совершенствование приемов работы с учащимися на доступном им уровне и с учетом возрастной психологии.

В процессе обучения принимают участие две стороны: тот, кого учат, и тот, кто учит. Поэтому нужно учитывать личностные качества обеих сторон.

Если домашнее задание на тему: " Особенности современного обучения игре на фортепианоШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.