Ода на взятие Хотина



Все свои правила Ломоносов иллюстрирует рядом образцов. Однако самым веским доводом в пользу его теории является посланная им одно­временно с «Письмом» «Ода на победу над тур­ками и татарами и на взятие Хотина, 1739 г.».

Свою новую оду Ломоносов на этот раз написал не хореем, а ямбом, считая, что именно этот стихотворный размер наиболее отвечает жанру победной оды. В строфах оды Ломоносова дей­ствительно впервые зазвучали те «бодрость и героический звон» русского языка, о которых он писал в своем сопроводитель­ном «Письме».

Для выражения обуревавших его восторженных чувств, для изображения величественных картин торжества и победы Ломо­носов обрел соответствующую художественную форму. Об «ор­лином полете» героических русских войск поэт рассказывает сти­хом, исполненным такой же стремительной энергии, «звучности», подлинного «орлиного полета» и вместе с тем замечательного благозвучия. Под такой строкой, как «Металл и пламень в дол бросает», не отказался бы подписать свое имя ни один из рус­ских поэтов. Ода Ломоносова была написана всего через пять лет после оды Тредиаковского «О сдаче города Гданска», но разница между ними поистине колоссальна. Тредиаковский вос­певает русскую победу виршами, далеко уступающими виршам Феофана Прокоповича:

  • Воспевай же, лира, песнь сладку,
  • Анну, то есть, благополучну,
  • К вящему всех врагов упадку,
  • К несчастью в веки тем скучну.

Ломоносов говорит о том же стихом, по звучности и силе ме­стами почти приближающимся к стиху «Медного всадника»:

  • Любовь России, страх врагов,
  • Страны полночной героиня,
  • Седми пространных морь, брегов
  • Надежда, радость и богиня.

Основоположник нового силлабо-тонического принципа рус­ского стихосложения Тредиаковский стремился дать нашей поэ­зии XVIII в. «жизнь и душу». Родоначальник новой русской поэзии XVIII в. Ломоносов первым художественно осуществил этот принцип, облек идею Тредиаковского живой художествен­ной плотью.

«Необыкновенность слога, сила выражения, изображения, едва не дышущие» — восторженно писал об оде на взятие Хо­тина Радищев. Белинский именно от этой оды ведет и самое начало новой русской литературы. «Наша литература на­чалась с 1739 года (от появления первой оды Ломоносова)»,— пишет он в обзоре «Русская литература в 1843 г.»; эту же мысль повторяет он снова во «Взгляде на русскую литературу 1846 года». Не удивительно огромное впечатление, которое ода произвела на современников, хотя, видимо, вследствие сопротивления Тре­диаковского, опубликована она была лишь значительно позже — в собрании сочинений Ломоносова 1751 г. Первые сатиры Кантемира, как мы знаем, появились в печати через тридцать с лишним лег после своего написания, ода Ломоносова — через двенадцать.

Это не помешало ни тем, ни другой уже в период своего ру­кописного существования оказывать могущественное воздействие на судьбы складывавшейся новой русской литературы

Если домашнее задание на тему: " Ода на взятие ХотинаШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.