Общественное движение в 30—50-х годах 19 века и борьба с ним царизма



Несмотря на разгул реакции и полицейские преследования, новое поколение революционных борцов продолжало дело декабристов, собирало силы, искало пути и методы борьбы. В ряде городов создаются кружки, которые пропагандируют идеи де­кабристов (братьев П., М и В. Критских, Н. П. Сунгурова и др.). Среди студенческих кружков в начале 30-х годов большое влияние на моло­дежь имели кружки В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. П. Огарева, Н. В. Станкевича. Участники кружков занимались изучением политиче­ской истории, увлекались учением Фурье и Сен-Симона, немецкой идеа­листической философией.

Одновременно с деятельностью нелегальных кружков в общественно- политической мысли России наметилось два направления, которые по­лучили название западников и славянофилов. Предметом полемики между ними был вопрос о прошлом России и путях ее дальнейшего развития.

Идеи западников выражали и пропагандировали публицисты и ли­тераторы — П. Я. Чаадаев, И. С. Тургенев, П. В. Анненков и др.; про­фессора истории, права и политической экономии — Т. Н. Грановский, С. М. Соловьев, К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин, И. К. Бабст и др. Пред­ставители этого направления выступали за ликвидацию крепостного права и считали неизбежным и необходимым развитие России по пути западноевропейских стран. Защищая буржуазный путь развития стра­ны, западники в своей общественной и научно-литературной деятельно­сти критиковали крепостнический строй царской России, составляли проекты отмены крепостного права, пропагандировали буржуазно-пар­ламентарные, конституционные порядки, призывали к развитию про­мышленности, торговли и строительству железных дорог. Западники были противниками революции и идей социализма.

Славянофилы стояли на иных позициях. Они обосновывали особый путь исторического развития России, принципиально отличный от За­падной Европы. Сопоставляя историческое развитие царской России и буржуазной Европы, славянофилы видели самобытность первой в отсут­ствии классовой борьбы, в наличии крестьянской общины, артели, в православии, которое, по их утверждению, являлось единственно ис­тинной религией.

К славянофилам принадлежали: А.С. Хомяков, братья И.В. и П.В. Киреевские, братья К.С. и И.С. Аксаковы, Ю. Ф. Самарин, А.И. Кошелев, И.Д. Беляев и др. В полемике с западниками они вы­ступали против сближения с Западной Европой, против европеизации общественной жизни и порядков. Оставаясь убежденными монархиста­ми, славянофилы выступали за отмену крепостного права при сохра­нении права помещиков на землю. Это была консервативная идео­логия либеральных помещиков, боявшихся революционных потря­сений.

Сопоставление взглядов славянофилов и западников показывает, что разногласия между ними были не столь глубокими. В условиях обост­рения классовых противоречий в стране, в период назревания револю­ционной ситуации конца 50-х годов противоречия между этими двумя направлениями в общественно-политической жизни страны, выражав­шими интересы либеральных помещиков и буржуазии, постепенно сглаживались.

В острой полемике между западниками и славянофилами принимали активное участие В. Г. Белинский и А. И. Герцен. Выступая на стороне западников и критикуя консервативные взгляды славянофилов, они пошли дальше западников и стали идеологами революционно-демокра­тического направления, отражавшего революционные устремления кре­стьян.

Основоположником революционно-демократического направления в освободительном движении народов России был В. Г. Белинский (1811—1848). В 1834 г. он опубликовал свою первую большую статью «Литературные мечтания», обратившую на себя внимание смелым нис­провержением старых авторитетов и традиционных литературных пред­ставлений. Преодолев в 30-х годах просветительские иллюзии и невер­ное понимание философии Гегеля, Белинский в начале 40-х годов при­шел к твердому выводу о необходимости революционного свержения самодержавия и уничтожения крепостнического строя в России и подчинил свою деятельность пропаганде революционных идей.

В. Г. Белинский вел непримиримую борьбу как против славянофи­лов, преклонявшихся перед отжившей стариной, так и против западни­ков за презрительное отношение к народным массам, их раболепие пе­ред буржуазной Европой. Истинное призвание передовой интеллиген­ции, указывал он, состоит в распространении просвещения, в помощи борьбе народных масс против угнетателей. В борьбе против буржуаз­но-помещичьей идеологии Белинский развил идею отрицания не только крепостнической, но и капиталистической действительности. С гениаль­ной прозорливостью в условиях отсталой крепостной России революци­онный демократ подметил глубокие противоречия капитализма, огра­ниченность и лживость буржуазной демократии, буржуазной морали. В.Г. Белинский был последовательным защитником идей социализма западноевропейских стран, остро критиковал как буржуазные порядки, так и крепостническую действительность России. В отличие от утопиче­ских социалистов Сен-Симона, Фурье и других, он связывал победу социализма не с доброй волей просвещенного монарха или благород­ного миллионера, а с революционной борьбой.

Вершиной революционно-демократических взглядов В.Г. Белинско­го стало его «Письмо к Гоголю» (1847) по поводу книги «Выбранные места из переписки с друзьями». В этом письме революционный демо­крат сформулировал свое «политическое завещание» и призвал И.В. Го­голя отказаться от пропаганды теории официальной народности и вер­нуться на прежний путь реализма и сатиры. В письме совершенно четко отразились настроения крестьянства, нашли свое яркое выражение тре­бования революционной демократии. «Самые живые, — писал В. Г. Бе­линский,— современные национальные вопросы в России теперь: унич­тожение крепостного права, отменение телесного наказания, введение по возможности строгого выполнения хотя тех законов, которые уже есть» Это письмо высоко ценил В. И. Ленин. Он в 1914 г. писал: «Предшественником полного вытеснения дворян разночинцами в нашем освободительном движении был еще при крепостном праве В. Г. Бе­линский. Его знаменитое «Письмо к Гоголю», подводившее итог ли­тературной деятельности Белинского, было одним из лучших произве­дений бесцензурной демократической печати, сохранивших громадное, живое значение и по сию пору».

Выдающимся деятелем освободительного движения после декабри­стов был писатель, революционер и мыслитель А. И. Герцен (1812— 1870). Его духовное развитие протекало под воздействием революци­онных идей декабристов, антикрепостнических выступлений народных масс, поэтического творчества А. С. Пушкина и К. Ф. Рылеева. А. И. Герцен прошел трудный жизненный путь, пережил тяжелую полосу идейных колебаний.

После возвращения из ссылки в 1842 г. он развернул революцион­ную агитацию против самодержавия и крепостного права. В первой по­ловине 40-х годов выступал с беллетристическими произведениями, в которых вынес беспощадный приговор крепостничеству и сословным предрассудкам. В глубоких философских произведениях «Дилетантизм в науке», «Письма об изучении природы» А.И. Герцен сумел в крепо­стной России 40-х годов XIX века «...подняться на такую высоту,— от­мечал В. И. Ленин в статье «Памяти Герцена»,— что встал в уровень с величайшими мыслителями своего времени. Он усвоил диалектику Гегеля. Он понял, что она представляет из себя «алгебру революции». Он пошел дальше Гегеля, к материализму, вслед за Фейербахом... Гер­цен вплотную подошел к диалектическому материализму и остановился перед — историческим материализмом».

В 1847 г. в связи с преследованиями царского правительства А.И. Герцен с семьей уехал за границу, где и находился до конца сво­ей жизни. В 1848 г. после поражения революции в Европе он пережил духовную драму, которая была вызвана изменой буржуазии народным массам. Ошибочно оценив поражение революции как неудавшуюся бит­ву за социализм, А. И. Герцен дальнейшие перспективы общественного развития связывал с Россией. «Духовная драма Герцена,— указывал В.И. Ленин, — была порождением и отражением той всемирно-истори­ческой эпохи, когда революционность буржуазной демократии уже уми­рала (в Европе), а революционность социалистического пролетариата еще не созрела». В поисках правильного пути к осуществлению соци­алистических идеалов А. И. Герцен возлагает все надежды на Россию, которая, по его убеждению, даст пример революционного обновления для всего мира. Он выдвинул утопическую идею «русского социализма», в основе которой лежала вера в то, что в России крестьянство является носителем социалистических отношений, что именно из крестьянской общины должен развиться социалистический строй.

В Лондоне А. И. Герцен в 1853 г. основал Вольную русскую типо­графию и вместе с Н.П. Огаревым создал бесцензурную российскую прессу — альманах «Полярная Звезда» и газету «Колокол», девизом которой были слова: «Зову живых». Силуэты пяти казненных декабри­стов на обложке «Полярной Звезды» стали революционным символом. «Герцен,— писал В. И. Ленин,— создал вольную русскую прессу за гра­ницей — в этом его великая заслуга. «Полярная Звезда» подняла тра­дицию декабристов. «Колокол» (1857—1867) встал горой за освобож­дение крестьян».

Единомышленником В. Г. Белинского и А. И. Герцена был великий народный поэт Украины, мыслитель, борец против царизма и крепост­ничества Т. Г. Шевченко (1814—1861). Он родился в семье крепостного крестьянина. До 24 лет Шевченко был крепостным и испытал на себе все ужасы крепостного права. Представители прогрессивной интелли­генции России — художник К. П. Брюллов, поэт В. А. Жуковский и другие выкупили Шевченко из крепостной неволи и помогли, ему посту­пить в Академию художеств.

В 1840 г. в Петербурге был напечатан сборник поэтических произ­ведений Т. Г. Шевченко под названием «Кобзарь», в котором гениаль­ный поэт ярко отобразил тяжелую жизнь крепостных крестьян Украины и их борьбу против помещичьего произвола. Его поэма «Сон» — это беспощадная политическая сатира на российское самодержавие. Во многих произведениях Шевченко прозвучали революционные призывы к крестьянству. Он воспевал дружбу и единство украинского и русского народов и совместную революционную борьбу трудящихся всей России против самодержавия и крепостничества.

Сторонники демократических и социалистических идей в 40-х годах объединились в Петербурге в кружок под руководством выдающегося деятеля освободительного движения М.В. Батушевнча-Петрашевского. По пятницам у Петрашевского собиралась молодежь, учителя, студен­ты, офицеры, мелкие чиновники, художники, начинающие писатели. Собрания начались в 1844 г., а с осени 1845 г. приняли регулярный ха­рактер. Вокруг этого кружка объединились представители передовой интеллигенции: Д. Д. Ахшарумов, Н. А. Момбелли, М. Е. Салтыков-Щедрин, Ф. М. Достоевский, В. Н. Майков, А. Н. Плещеев и др.

Историю социалистической интеллигенции в России В. И. Ленин на­чал с петрашевцев. Их социалистические взгляды формировались под воздействием отечественной освободительной литературы, идей фран­цузских социалистов-утопистов, особенно Фурье. В библиотеке петра­шевцев находились и произведения К. Маркса и Ф. Энгельса. С целью пропаганды демократических и социалистических идей они издали «Карманный словарь иностранных слов», который, по словам Д. И. Гер­цена, своим содержанием «удивил всю Россию». Словарь был изъят из продажи цензурой.

Деятельность петрашевцев активизировалась после революционных событий 1848 г. в Европе, которые нашли живой отклик в России. Уча­стились крестьянские волнения и обострилось внутреннее положение в стране. Революционное ядро кружка возлагало большие надежды на активность народных масс. На собраниях обсуждались вопросы осво­бождения крестьян от крепостного права, установления в стране респуб­лики, подготовки вооруженного восстания против царизма. «Мы при­говорили современный быт общественный на смерть,— заявляли петра­шевцы,— и надо приговор наш привести в исполнение»

В апреле 1849 г. петрашевцы были арестованы. К следствию при­влекались 123 человека. 21 из них приговорили к расстрелу. После ин­сценировки казни она была заменена различными сроками наказания.

Хотя петрашевцы не имели выработанной программы и не состав­ляли организованного общества, все же их деятельность способствова­ла распространению в России революционных идей.

Тайная политическая организация была создана на Украине. В кон­це 1845 — начале 1846 г. в Киеве возникло Кирилло-Мефодиевское об­щество. Учредителями кружка выступили Н. И. Костомаров, В. М. Бе­лозерский и Н. И. Гулак. Общее число членов достигало нескольких десятков человек. Среди участников этой организации были Т. Г. Шев­ченко, П. А. Кулиш, И. Я. Посяда и др. Программные и организацион­ные положения излагались в «Уставе общества св. Кирилла и Мефодия» и в «Книге бытия украинского народа».

Общество ставило своей целью ликвидацию крепостного права, сословных привилегий. Этой цели общество предполагало достигнуть мирным реформистским путем. Однако часть его членов, которая нахо­дилась под влиянием Шевченко, стояла на революционных позициях. Единомышленники Шевченко — Н.И. Гулак и А. А. Навроцкий счи­тали необходимым звать крестьян на общее восстание против царизма. В 1847 г. общество было раскрыто царским правительством. Наиболее жестоко царское правительство расправилось с Т. Г. Шевченко. Он был отдан в солдаты с запрещением писать и рисовать. Н.И. Гулак заклю­чен в Шлиссельбургскую крепость, остальные сосланы.

Если домашнее задание на тему: " Общественное движение в 30—50-х годах 19 века и борьба с ним царизмаШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.