Общественно – литературная деятельность Горького и Маяковского



М. Горький в эти годы в центре кипучей литературной и культурной жизни: он проявляет заботу об охране худо­жественно-исторических ценностей, активно участвует в деятельности петроградских театров, в работе комиссии по улучшению быта ученых, возглавляет редколлегию детско­го журнала и редактирует отдел беллетристики в журнале «Красная новь». По инициативе Горького создается изда­тельство «Всемирная литература» (1918), которое ставило своей целью познакомить читателя с выдающимися про­изведениями разных времен и народов. К этой литера­турной работе Горькому удалось привлечь крупных уче­ных, поэтов, переводчиков (И. Ю. Крачковского, А. А. Бло­ка, К. И. Чуковского, М. Л. Лозинского и др.). И хотя первоначальные грандиозные планы были реализованы лишь частично, работа издательства сыграла свою роль в общем деле культурного строительства.

Неоценимую и разностороннюю помощь оказывает М. Горький как писателям старшего поколения, так и начи­навшим в ту пору К. А. Федину, В. В. Иванову и многим другим. Он читает сотни рукописей, содействует появлению наиболее примечательного в печати, интересуется бытом литераторов.

Наиболее вдохновенно откликнуться на революцион­ные события всемирно-исторического значения сумела в те годы поэзия. В стихотворениях и поэмах весьма непохожих между собой поэтов, стремившихся передать величие Ок­тября, проявлялись общие черты: романтическая героика и окрыленность, воспевание революционных масс, изобра­жение классовой борьбы во всемирном и космическом масштабах. Общность эта возникла, конечно, не случайно: революционная романтика помогала передать смысл и па­фос реальных событий, значение одного из самых великих поворотов в истории человечества.

Среди поэтов, которые первыми эстетически осваи­вали революционную действительность и наиболее глубоко выразили чувства и стремления молодой революцион­ной России, были Д. Бедный, В. Маяковский, А. Блок, С. Есенин.

Октябрь решительно изменил тональность поэзии Мая­ковского. Она окрашивается в светлые, солнечные, жизне­утверждающие тона. Такие стихотворения Маяковского, как «Ода революции», «Приказ по армии искусств», «Ле­вый марш», пронизанные глубокой верой в торжество революции, сразу же приобрели огромную популярность. Они и сегодня привлекают читателей, ибо в этих стихотво­рениях с большой художественной выразительностью запе­чатлены историческая правота и гуманистическая сущ­ность революции. Талант революционного художника, поэта-агитатора ярко раскрылся в работе Маяковского над «Окнами РОСТА» — своеобразными многорисуночны­ми плакатами с острыми стихотворными подписями на злобу дня, выпускавшимися Российским телеграфным агентством (РОСТА — 1919— 1922) и выставлявшимися в витринах магазинов. Кисти и перу Маяковского при­надлежат сотни окон РОСТА. Оценивая позже работу дружного коллектива ростинцев, Маяковский писал: «Ок­на РОСТА — фантастическая вещь. Это обслуживание горстью художников, вручную (плакаты писались вруч­ную.— Авт.), стопятидесятимиллионного народища. Это телеграфные вести, моментально переделанные в плакат; это декреты, сейчас же распубликованные частушкой... это те плакаты, которые перед боем смотрели красноармейцы, идущие в атаку».

Если домашнее задание на тему: " Общественно – литературная деятельность Горького и МаяковскогоШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.