Общая характеристика трагедий Сумарокова



Патриотическая настроенность, чувство долга перед родиной, готовность «за град отеческий» «вкусить смерть люту» вообще составляют постоянные мотивы трагедий Сумарокова, хотя они и ограни­чены рамками дворянской идеологии, что существенно отличает их от аналогичных мотивов в одах Ломоносова. С этой патриоти­ческой настроенностью, очевидно, связано и преимущественное приурочение Сумароковым действия своих трагедий к событиям национального прошлого. Все они, за исключением «Гамлета» и «Артистоны», связаны с русским историческим прошлым: боль­шинство — со временем первых русских князей, «Димитрий Са­мозванец» — с событиями начала XVII в.

Однако «историзм» трагедий Сумарокова ограничивается в по­давляющем большинстве случаев лишь наличием некоторых лето­писных имен. Условная любовная интрига целиком составляет вымысел автора. Мысли и чувства героев также не имеют ничего общего с теми историческими лицами, которые эти герои якобы собой воплощают. Автор заставляет древнерусских князей под­робно расказывать о своих сентиментально-нежных чувствах, лить «потоки слез»; на жеманно-условном, напыщенном языке рассуждать о чести; произносить политические и моральные сен­тенции, свойственные не новгородской и киевской древности, а просвещенным питомцам «рыцарского» Шляхетного корпуса — читателям и поклонникам Фенелона, Вольтера, Монтескьё.

Схематизм, надуманность сказываются и в самом построении сумароковских трагедий. Все они строятся на симметричных, взаимно уравновешивающих друг друга контрастах. «Святой до­бродетели» противопоставляется порок, образам добродетельных героев — образы злодеев; чувству любовной страсти противостоит разум, сознание долга. Сама трагическая борьба в душе героя — столкновение двух противоборствующих устремлений — пере­дается с необыкновенной упорядоченностью, симметрией. Одно чувство немедленно уравновешивается другим, целые куски пьесы строятся подчас из таких симметрично уравновешенных по стихам или полустишиям частей. Вот, например, взволнованное обраще­ние Димитрия к начальнику стражи, после того как тот сообщает ему, что царский дворец окружен восставшим народом:

  • Пойдем… повержем… стой… ступай… будь здесь… беги
  • И мужеством число врагов превозмоги!
  • Бегите! тщитеся Димитрия избавить!..
  • Куда бежите вы?.. хотите мя оставить?
  • Не отступайте прочь и защищайте дверь!..
  • Убегнем… тщетно всё и поздно всё теперь…

В сущности такой «бег на месте» в некоем отвлеченном психо­логическом пространстве представляют собой и все трагедии Су­марокова. Их персонажи только пространно рассказывают в них самим себе и друг другу о мятущих их душевных движениях, дей­ствие же, если и совершается, то обычно где-то за сценой.

Но общественно-воспитательная и просветительная роль сумароковских трагедий была очень велика. Сумароков превратил те­атральную сцену в своего рода патетическую трибуну, с которой устами своих героев, в афористически-заостренных, легко запоми­нающихся парных александрийских стихах проповедовал героику высоких чувств и благородных поступков: необходимости само­отречения во имя блага государства, народа, долга перед родиной, чести; распространял идеи и понятия просветительной философии; рисо-вал идеальные образы просвещенных монархов — «отцов на­рода», осуждал «врагов народа» — тиранов, порой даже прямо призывая к борьбе с ними. «Его произведения, — указывает автор новейшей работы о Сумарокове П. Н. Берков, — утвердили поли­тическую направленность русской трагедии последующего вре­мени, а переход его произведений за пределы дворянского круга к читателям и зрителям из демократических слоев русского об­щества способствовал тому, что дворянские, по замыслу автора, термины «народ», «общество», «отечество», «сыны отечества» наполнялись более широким общественным содержанием». Именно этим объясняется высокая оценка автора «Семиры» и «Димитрия Самозванца» Радищевым.

Созданный Сумароковым тип «классической» трагедии разра­батывался в течение всей второй половины века его многочислен­ными учениками и последователями. Перешедшая и в XIX в., силь­нейшим образом сказавшаяся на драматургии Озерова драматур­гическая система школы Сумарокова свелась на нет лишь с по­явлением «Бориса Годунова» Пушкина.

Если домашнее задание на тему: " Общая характеристика трагедий СумароковаШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.