Образцы драматургического искусства И. Кочерги



Творческое наследие писателя велико и неравноцен­но. Тут и широко известные его произведения, и незавер­шенные замыслы (такие, как «Золотая звезда», «Боль­шие неприятности», «Небеса молчат», «Песня радости», «Долина», «Персидский принц», «Сказочная страна», «Цветы на камне» и др.).

И. Кочерга оставил нам и неповторимые образцы драматургического искусства, и пьесы проходные, что звучали в свое время, а сейчас лишь свидетельствуют о многообразии творческих интересов писателя, о широте его изобразительной палитры. Но везде, неизменно, в той или иной мере, выявляются основные особенности худо­жественного почерка драматурга, его необоримое тяго­тение к созданию философски углубленных пьес.

Мысль — вот что является отправной точкой всей драматургии И. Кочерги, альфой и омегой его пьес, их внутренним сюжетом, цементирующим материалом, основным элементом драматургического повествования. На это недвузначно указывал и сам писатель: «Пьеса лишь тогда завоевывает зрителя, когда сражается на передовых позициях мысли». Мысль, разумеется, тут не замена эмоций, а, наоборот, их особое выражение, эсте­тическая категория.

Обращает на себя внимание широта знаний, какими обладает писатель, насыщенность его пьес материалами из самых различных сфер человеческой деятельности. Драматург свободно оперировал сложными понятиями из области физики, химии, высшей математики, геологии, медицины, военной тактики, архитектуры, живописи, му­зыки. Он хорошо разбирался в истории памятников ста­рины, древней материальной и духовной культуры, мог говорить специфическим языком анатома и кулинара, библиофила и кондитера, знатока утвари и костюмов, лингвиста и железнодорожника, агронома и искусство­веда, поэта и фармаколога. О чем бы ни писал И. Ко­черга — он это изучал досконально и знал глубоко, осно­вательно. В великом и малом, в главном и второстепен­ном, в значительном и в мелочах — везде драматург ока­зывался на удивление осведомленным, безупречно точ­ным, по-настоящему вооруженным. Поэтические обобще­ния у него соединяются с невероятной конкретностью, символика — с предметностью. На эту особенность его творческой манеры одним из первых обратил внимание А. Толстой. В своем докладе на Первом Всесоюзном съезде писателей выдающийся русский художник, говоря О пьесе И. Кочерги «Свадьба Свички», заметил: «Пред­мет — свечка — является стержнем пьесы и из простой свечи вырастает до значения пламени восстания… Огонь свечи разгорается в пламя революции…»

И верно, И. Кочерга любил образно обыгрывать раз­ные предметы. Из них отдельные он превращал в пол­ном смысле слова в поэтические символы (часы, свеча, меч, книга, флакон, чаша, труба, алмаз и т. д.). А на­ряду с этим писатель обыгрывал и абстрактные понятия (песня, имя, время, простор, истина, свет, сладкое, горь­кое и т. п.).

Ныне во Франции, да и в кое-каких иных странах приверженцы так называемого нового романа тоже увле­каются предметностью. Однако если И. Кочерга делал предметы выразительными поэтическими символами, то неороманисты занимаются описанием лишь мертвых предметов и пренебрежительно проходят мимо живого человека. Иван Кочерга как бы вкладывает душу в ве­щи материальные, а неороманисты «вынимают» душу из своих живых героев.

Предметность драматургии у Ивана Кочерги не имеет также ничего общего с тем, на что мы наталкиваемся в иных незадачливых романах или пьесах на производ­ственные темы, где машины, станки, приборы вытесняют людей с их духовной сферой, сложной внутренней жиз­нью. Такая предметность, какую мы находим у драма­турга, опровергает и неверные суждения о нем как ав­торе рассудочных, умозрительных пьес.

Не во всем был художник последователен: бывали у него и пьесы противоречивые, и произведения с идей­но-художественными просчетами. Не всегда шел пи­сатель широким жизненным трактом, иногда довольство­вался узкими тропками. И все же при всех своих спор­ных увлечениях Иван Кочерга прочно стоял на почве реального бытия, внимательно исследовал условия и об­стоятельства жизни своих героев, неустанно расширял палитру красок социалистического реализма. Он был и остался выдающимся представителем украинской совет­ской драматургии.

Если домашнее задание на тему: " Образцы драматургического искусства И. КочергиШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.