Образ рядового солдата в творчестве Платонова и других



А. Платонов раскрывает высокий моральный облик рядового солдата, показывает новые взаимоотношения между солдатами и офицерами, сложившиеся после Ок­тября.

Изображая рядовых солдат, их повседневную боевую жизнь, писатель рисует своих героев одухотворенными людьми, способными видеть романтику борьбы, твердо верящими в победу и в светлую жизнь после нее.

Поэтичен образ юной красавицы Розы из рассказа «Девушка Роза». В ее характере воплощено неиссякаемое мужество советских людей. За участие в подпольной борь­бе с оккупантами Розу несколько раз заключали в тюрьму, расстреливали, но благодаря поддержке советских людей всегда ей удавалось сохранить жизнь. Ее подвиг не был единичным и исключительным — об этом свидетельствуют мужественные надписи на стенах Рославльской тюрьмы, которые оставили советские люди перед казнью.

В сборнике «В сторону заката солнца» чувствуется не только дыхание победы — Платонов утверждает здесь за­кономерное стремление к созданию домашнего очага, желание сделать мирную жизнь счастливой и радостной. В этом осмысление писателем войны как борьбы за мир, за счастье людей.

Платонов — мастер слова. Очень часто он вводит в ткань произведения народную речь, афоризмы: «Не вся­кая смерть тяжка, но всякая жизнь добра», «И на войне смерти-то на всех достанется».

Часто писатель прибегает к олицетворению. Нередко образы являются символами.

К созданию рассказов в годы войны обратился изве­стный украинский кинорежиссер и киносценарист А. Дов­женко.

Его рассказы «Мать», «Отступник», «Ночь перед боем» отражали героизм народа в борьбе и его непреклонную волю к победе.

Жанр рассказа прочно вошел в литературу периода войны. Но перед литературой стояла задача более глубоко­го изображения происходящих событий, раскрытия психологии воюющего народа. Эту задачу выполнили повести.

Повести военных лет, в отличие от рассказов, не только отражали подвиги отдельных людей, но и раскрывали судьбы народа и Родины на различных этапах борьбы с фашизмом. Это дает возможность говорить об эпическом содержании повестей. В лучших повестях военных лет убедительно передана атмосфера суровой героической эпо­хи, ее проблемы, особенности мышления и чувствования людей, столкнувшихся в беспощадной исторической битве с опасным врагом.

В большинстве произведений этого жанра следует отметить сочетание реалистического и романтического из­ображения военной действительности.

Традиции русской классической и советской литерату­ры отчетливо видны в повестях. Так, например, в повести Б. Горбатова «Непокоренные» (1943) чувствуется влияние Н. В. Гоголя («Тарас Бульба»), традиции Д. Фурманова, А. Серафимовича — в повести А. Бека «Волоколамское шоссе».

Для содержания многих повестей характерны драма­тизм и трагизм. Отражая правду войны, писатели показы­вали и смерть советских людей: гибнет отважный водитель танка Василий Собольков («Взятие Великошумска» Л. Ле­онова, 1944), фашисты вешают комсомолку Настю Яценко («Непокоренные» Б. Горбатова). Это были жертвы войны «ради жизни на земле». Но извечные философские пробле­мы жизни и смерти решаются советскими писателями с новых позиций. Хорошо сказал Степан Яценко — герой повести «Непокоренные» — о том, что смерти в битве нет, а есть «капут» для трусов и бессмертие для героев. Поэто­му гибель лучших сынов и дочерей народа в битве за родную землю осмысляется в повестях военного времени как подлинное бессмертие.

Лиризм — одна из особенностей военных повестей. Очень часто повествование ведется от имени автора — современника своих героев, который вместе с ними страда­ет и радуется, негодует и скорбит.

Существенную роль играет в повестях пейзаж. Любовь к русской природе в них является отражением любви к Ро­дине. Вслед за М. Шолоховым, писавшим в «Науке ненави­сти» о том, что на войне деревья, так же как и люди, имеют свою судьбу, писатели показывали в своих произведениях обугленные леса, горящие хлеба, растоптанные посевы, вырубленные сады. Природа — свидетель радостей и бед народных — также несла на себе тяготы войны.

Особенностью гювестей была их документальность, связь с конкретными этапами войны. Героями произведе­ний часто являлись реальные лица. В повести А. Бека «Волоколамское шоссе» изображены события подмосков­ной битвы; повесть К- Симонова «Дни и ночи» связана с битвой на Волге, ознаменовавшей коренной перелом в ходе войны; <фзятие Великошумска» Л. Леонова отра­жает период наступательных боев на Украине.

Значительным произведением была повесть Алексан­дра Альфредовича Бека (1903—1972) «Волоколамское шоссе», опубликованная полностью в 1944 году (первая часть — «Панфиловцы на первом рубеже», 1943).

В битвах на подступах к Москве на весь мир просла­вился бессмертный подвиг героев-панфиловцев: двадцать восемь гвардейцев под командой политрука Клочкова вступили в единоборство с пятьюдесятью фашистскими танками и победили. Подвиг героев-панфиловцев был ти­пичным выражением массового героизма советских вои­нов. А. Бек показывает многонациональный состав панфи­ловской дивизии, условия, ставшие основой подвига. Глав­ные герои повести — генерал Иван Васильевич Панфилов и старший лейтенант Баурджан Момыш-Улы — являются реальными лицами. Введение в повесть действительных участников Великой Отечественной войны не превратило ее в произведение мемуарного характера или в хронику боевой жизни одного из батальнов 316-й дивизии, не снизи­ло обобщающего значения ее образов.

Иван Васильевич Панфилов — старый большевик, сол­дат первой мировой войны, а после революции — ко­мандир батальона, полка, дивизии. Умело используя тра­диции и приемы русской военной школы Суворова, генерал Панфилов в сложной обстановке подмосковных боев прак­тически доказывал, что «воюет не числом, а уменьем». А. Бек, всесторонне раскрывая образ Панфилова, сумел показать сочетание в нем большой человечности и добро­сердечности с высокой требовательностью к себе и подчи­ненным.

Наряду с Панфиловым центральное место в повести занимает образ рассказчика — Баурджана Момыш-Улы, чей многонациональный батальон, сформированный в Ка­захстане, превращается в грозное соединение Советской Армии, вступившее в ожесточенную битву с фашистами на подступах к столице.

Свою работу с людьми Момыш-Улы строит так, чтобы за короткий срок подготовить бойцов к предстоящим сра­жениям. «Победа куется до боя», — учил своих командиров Панфилов, и этим девизом руководствуется Момыш-Улы.

В первой части повести А. Бека раскрывается, как настойчиво овладевают воинским мастерством бойцы мно­гонационального батальона. Момыш-Улы и Панфилов обрисованы здесь наиболее полно как командиры-воспита- тели. Во второй части запечатлено начало битвы под Москвой, в которой в полной мере проявилось военное мастерство и высокие моральные качества рядового и ко­мандного состава батальона.

Заметным явлением в литературе военных лет стала повесть К. Симонова «Дни и ночи» (1943).

Писатель не ставил своей задачей отразить битву на Волге в широких масштабах. В центре его внимания — героические действия батальона капитана Сабурова. Пи­сатель сумел создать в произведении яркие картины боев, запоминающиеся характеры защитников города-героя, по­казать их глубокую внутреннюю связь с жизнью страны, которая служит источником массового героизма и веры в полную победу над врагом.

Основным героем повести К. Симонова является на­род — солдатская и офицерская масса. Эпиграфом взяты известные строки А. С. Пушкина: «...так тяжкий млат, дробя стекло, кует булат». Повесть показывает, как стой­кий и монолитный коллектив защитников города в огне жесточайших боев закалялся в разящий булат, как росли и духовно обогащались участники исторической битвы.

Наряду с капитаном Сабуровым, главным героем про­изведения, К. Симонов создает ряд других замечательных характеров. В повести показаны полководцы, непосред­ственно руководящие величайшим сражением: здесь и ко­мандующий фронтом, и начальник штаба армии, и член военного совета Матвеев, и командир дивизии генерал Проценко; всех их объединяет беззаветная преданность Родине, народу, вера в победу, умение быстро решать сложные боевые задачи.

Выдающимся произведением о героической борьбе советских людей с гитлеровцами на территории оккупиро­ванной Украины была повесть Ванды Львовны Василев­ской (1905—1964) «Радуга» (1942).

Если домашнее задание на тему: " Образ рядового солдата в творчестве Платонова и другихШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.