Образ Прометея — культурного героя древних греков



Безусловно, героизированным культурным героем древних греков является Прометей. Героизация Прометея и связанный с ней богоборческий пафос получили завершение в «Прикованном Прометее» Эсхила, но были намечены уже в древних сказаниях, частично послуживших источником для Гесиода и Эсхила.

В образе Прометея с исключительной отчетливостью выступают черты культурного героя-демиурга. Прометей совершает классический культурный подвиг — похищает для людей у богов небесный огонь, заключенный в тростнике. В одном варианте он зажигает факел о солнечное колесо. Такое сближение огня и солнечного света, характерное для первобытных мифов о культурных героях, вытекает из недифференцированного восприятия природы и культуры. Похищение огня у его первоначальных хранителей, так же как и позднейшая интерпретация такого — похищения — возвращение искони принадлежащего людям (в данном случае разгневанный Зевс лишил людей огня и источников пищи, а Прометей вернул им это), повсеместно встречаются в сказаниях о культурных героях.

Важнейший эпизод борьбы Прометея с Зевсом — жертвоприношение в Мэконе (Прометей обманул Зевса, прикрыв мясо требухой, а кости — жиром, и натолкнул бога на невыгодный для него выбор) — также типичный акт культурного героя.

Прометей научил людей различным искусствам. (В более поздней античной традиции укоренилось представление о Прометее как о просветителе людского рода, отце человеческой культуры.) Подобно большинству культурных героев, Прометей проявляет себя как демиург: он сам вылепил людей из глины или украсил и наделил талантами созданные богами несовершенные существа (как и в первобытных австралийских мифах). Прометей порой сам выступает как отец первого человека — Девкалиона, которому советом помогает спастись от потопа; в одном варианте Прометей—муж первой женщины Пандоры.

Сказания о Прометее содержат следы близнечного мифа. У Прометея есть брат Эпиметей. Различие между братьями аналогично различию между То Кабинана и То Карвуву, Тагаро Умным и Тагаро Глупым в меланезийском фольклоре. Противопоставление братьев заключено уже в самом значении их имен: «Прометей» в противоположность «Эпиметею» означает «провидец», «разумный». Когда боги предложили братьям довершить творение людей, Эпиметей взялся за дело один, однако по неразумению отдал зверям все средства защиты, так что люди остались беззащитными. Прометею пришлось исправлять положение.

Пандора, иногда представляемая как первая женщина, изображается обычно женой Эпиметея. Боги послали ее на землю во вред людям. Эпиметей женился на Пандоре, несмотря на запрещение Прометея. Из-за Пандоры, выпустившей из ящика смерть и недуги, Эпиметей (сравн. с То Карвуву) стал виновником зла на земле.

К. Кереньи считает Прометея (прежде всего в связи с лунарной мифологией Геры) персонификацией окутывающего луну мрака, темная сущность которого связывает его с людьми. Орла, терзающего Прометея, Кереньи отождествляет с Солнцем. Ценны в его работе сопоставления с мифами о Гефесте и Гермесе, с легендами о первых людях.

Мотив прикования Прометея к скале не типичен для сказаний о культурных героях и связан с борьбой Прометея против Зевса. Не исключено, что этот мотив характерен для малоазиатско-кавказского круга сказаний о культурных героях (сравн. с кавказскими преданиями о прикованных богоборцах, которые во многом сходны с Прометеем, прикованным именно к Кавказским горам).

Вне всякого сомнения, Прометей — весьма архаический, может быть еще догреческий, мифологический образ культурного героя — первопредка-демиурга. Не будучи обожествлен и перенесен на Олимп, Прометей был, естественно, воспринят как враг главы богов Зевса, образ которого, более молодой, стоит в центре греческой религиозной мифологии.

В поведении Прометея можно найти реликты архаического представления о хитрости как о проявлении мудрости (дележ мяса в Мэконе и некоторые другие поступки явно плутовского характера). Однако в отличие от Ворона и сходных с ним индейских трикстэров Прометей движим не жадностью, а благородным стремлением принести людям благо.

В образе Прометея одерживает верх героизирующая трактовка культурного героя. При этом героизация не идет вразрез с первоначальным характером культурного героя, наоборот, она является поэтизацией того гуманистического пафоса борьбы человека с природой, который заложен в первобытном мифологическом эпосе. У Эсхила и в последующей литературной традиции этот пафос перерастает в пафос борьбы с деспотизмом. Высокие идеи борьбы с деспотизмом, конечно, не были заложены в первобытном фольклоре, но дорелигиозные черты образа несомненно способствовали развитию богоборческих мотивов.

«Отрицательный вариант» обожествленного культурного героя в греческой мифологии — Гермес. В гомеровских гимнах Гермес похищает коров Аполлона, открывает способ разжигания огня деревянным инструментом, убивает двух быков, устраивая жертвоприношение богам. Деяния Гермеса чрезвычайно сближают его с Прометеем, но «характер» Гермеса, его облик совершенно иные. Гермес — настоящий трикстэр.

Очень близок Прометею и Гефест. Согласно общепринятому мнению, Гефест как мифологический и поэтический образ моложе Прометея и в известной степени является его «наследником». Оба героя связаны с огнем, оба — дети Геры (в некоторых вариантах оба помогают Зевсу при рождении Афины), оба фигурируют в мифе о Пандоре, оба связаны с кабирами и т. п.

Для мифов о Прометее, так же как и для других аналогичных первобытных мифов, характерно нерасчле-кенное восприятие природы и созданий человеческих рук (понятия творения, рождения, изготовления весьма сближены между собой), наличие архаических матриархальных черт. Появление образа Гефеста связано с отцовским родом, с ранним металлом и характерным для этого времени обожествлением труда кузнеца. Окончательно складывается образ Гефеста и других подобных ему мифологических кузнецов уже в период отделения ремесла от земледелия.

Различие двух типов демиурга ярко проявляется в сказаниях о сотворении людей Прометеем (он то представлен их предком, то лепит их из глины, то «доделывает») и мастерском создании Пандоры Гефестом. Оживление Пандоры символизирует высокие достижения человеческого творчества. В отличие от Прометея Гефест причислен к сонму олимпийских богов, хотя и занимает среди них подчиненное положение.

Высшая степень обожествления цивилизующих функций связана с образом Афины. Это уже настоящая богиня, покровительница ремесел и искусств. Если Прометей так. и не был «поднят» на Олимп, а Гефест хотя и вознесен, но дважды низвергнут, то Афина утверждена там прочно. Присвоение Афине цивилизующих функций сблизило ее с древним культурным героем Прометеем. В некоторых поздних вариантах мифа о Прометее богиня помогает ему и в создании людей, и в похищении огня. Афина должна вдохнуть душу в вылепленных Прометеем людей, в выкованную Гефестом Пандору. По-видимому, как отражение позднейшего сближения образов Прометея и Афины следует рассматривать миф о любви Прометея к Афине и о наказании, которое он понес за это.

Генетически со сказаниями о культурных героях связаны и образы некоторых античных мифических героев, в особенности Геракла.

Геракл и сходные с ним Тесей и Персей, так же как и героические близнецы в эпосе индейцев, развились на почве обогащения мифов о первопредках — культурных героях сказочно-героическими мотивами. Характер культурных деяний этих мифологических богатырей несколько иной, чем у Прометея. Главная их функция — очищение земли от чудовищ. Знаменитые двенадцать подвигов Геракла — яркий тому пример.

Сказания о Геракле включают множество чисто сказочных мотивов, но в отличие от обычных сказочных героев Геракл, так же как Персей, Тесей, как сходный с ними библейский Самсон, выполняет определенную миссию, имеющую общественное «эпическое» значение. В таких сказаниях культурный герой в сущности перерастает в настоящего, хотя во многом и архаичного, богатыря.

Затрагивая сказания о Геракле, мы фактически вплотную подошли к ранним формам героического эпоса. Но прежде чем перейти к этому жанру поэтического народного творчества, необходимо кратко остановиться на древнейшей стадии сказочного эпоса.

Если домашнее задание на тему: " Образ Прометея — культурного героя древних грековШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.