Образ Мересьева из «Повести о настоящем человеке» Б. Полевого



Образ Мересьева из «Повести о настоящем человеке» Б. По­левого — это один из самых сильных и ярких образов послевоенной литературы. В нем воплощены черты советского воина, черты, ха­рактерные и широко распространенные. Исключительность совер­шенного им подвига отнюдь не определяется исключительностью самого героя: это рядовой советский человек, один из тех молодых людей, миллионы которых стали в годы войны летчиками и тан­кистами, артиллеристами и разведчиками.

Обобщающее значение образа Мересьева, его художественная убедительность и жизненная правдивость усиливались тем, что в основе повести лежит конкретный факт, что герой ее имеет реаль­ного прототипа — летчика Алексея Маресьева. Подобно тому, как Николай Островский был в жизни типичным представителем Ле­нинского комсомола периода гражданской войны и первых лет мирного строительства, так и Алексей Маресьев — типичный пред­ставитель молодого поколения советских воинов — борцов с фашиз­мом. Задача автора состояла в том, чтобы на основе этой единич­ной биографии создать художественно-обобщенный образ, в котором наиболее характерные черты героя советской эпохи были бы сконцентрированы во всей их силе и жизненности.

Создавая образ своего героя, Б. Полевой ни в какой мере не приукрашивал его. Напротив, и в первых главах, описывающих многодневные скитания раненого летчика в лесу, и в главах о трудных днях в госпитале автор показывает, какое напряжение воли, какие огромные усилия потребовались Мересьеву, чтобы преодолеть собственную слабость, добраться до своих, а потом вернуться в боевой строй. Стойкость и героизм летчика не ума­ляются тем, что он порой испытывает сомнения, даже впадает в отчаяние, и что его поддерживает и направляет другой «настоя­щий человек» — полковой комиссар Воробьев.

В обоих случаях — почти документально воспроизводя судьбу Маресьева или создавая образ Воробьева, не имеющего конкрет­ного прототипа, — писатель глубоко раскрывает внутренний мир своих героев. Психологическая глубина повествования определяет его обобщающее художественное значение.

Обстоятельства, в которых действует герой повести, передают самую атмосферу нашей советской жизни. В окружающих его людях Мересьев видит твердую решимость не сдаваться врагу, стойкую веру в победу, готовность отдать все свои силы общему делу защиты Родины от фашизма. Нашедшие раненого летчика деревенские мальчишки, которые заподозрили было в нем врага; живущие в землянках колхозники из разоренной фашистами де­ревни, которые отдают раненому последние кусочки сахара; старуха, которая пожертвовала для него свое единственное достоя­ние— «курочку-партизаночку», — все эти люди объединены еди­ным патриотическим стремлением; оно же воодушевляет и смертельно больного комиссара Воробьева, ведет на подвиг Алек­сея Мересьева.

Овеянная романтикой героического подвига, повесть Б. Поле­вого написана в строго реалистической манере и отличается точ­ностью художественных деталей. Писатель шаг за шагом раскры­вает напряженную работу мысли, душевную силу, которая сделала Мересьева героем. Такое сочетание романтики с реалистической точностью, героики характера с простотой обстоятельств было присуще не только творчеству Б. Полевого.

Первая книга Э. Казакевича «Звезда», повествующая о герои­ческом подвиге мужественных советских воинов, написана с глу­боким и проникновенным лиризмом. Автор каждой деталью пей­зажа передает настроения лейтенанта Травкина и его товарищей, их чувства, их восприятие окружающего мира. А этот мир одно­временно и очень велик и очень локален. Позывные двух раций — «Земля» и «Звезда» — передают нерушимую связь маленькой гор­сточки разведчиков, ушедших далеко во вражеский тыл, с послав­шей их воинской частью, олицетворяющей огромную землю — Отчизну. Эти образы-символы, полная драматизма сюжетная си­туация придают повести своеобразную романтическую окраску. Романтическое звучание и символика усиливаются тем, что в фи­нале как бы повторяется начало повести: на новый подвиг отправ­ляется новая группа разведчиков.

Почти одновременно появились повесть В. Пановой «Спутники» и роман «В окопах Сталинграда» В. Некрасова — произведения, написанные в совершенно ином ключе, чем «Звезда» и «Повесть о настоящем человеке», Не только не прибегая к романтическим средствам изображения и не обращаясь к исключительным подви­гам, но, наоборот, подчеркнуто сосредоточивая свое внимание на самых будничных деталях воинского труда и быта, В. Некрасов изобразил войну через повседневные неприметные факты. В центре внимания писателя — психология советского человека на войне, та проверка, которой подвергаются все стороны его характера, все формы его взаимоотношений с окружающими людьми. Вопросы, связанные с характеристикой общего процесса развития военных событий, связи их с жизнью страны в целом, остаются вне поля зрения автора, широкой, многосторонней картины решающей бит­вы на Волге роман не дает, как не дает он и обобщающей картины войны. В. Некрасов принципиально выдвигает на первый план отдельные судьбы, изображает их в будничных проявлениях воин­ской жизни. При этом автор стремится к наибольшей объектив­ности и зачастую самоустраняется, предоставляя читателю смо­треть глазами героев и думать их мыслями. Усилению такой подчеркнутой объективности фронтовых будней служит и отсут­ствие острого сюжета: роман написан как хроника одной воин­ской части, воинского труда группы солдат и офицеров, молодых советских интеллигентов — архитектора Керженцева, аспиранта Фабера, инженера Игоря. Ведя повествование от лица Кержен­цева, писатель намеренно ограничивает круг его мыслей и забот лишь самыми непосредственными задачами и делами данного участка фронта, данной воинской части.

Хотя такой принцип отбора и освещения материала в значи­тельной степени сужает нарисованную писателем картину войны, книга В. Некрасова имеет несомненные достоинства. Автор достиг большой достоверности и точности в изображении повседневного воинского труда, того непрекращающегося напряжения сил, кото­рое продемонстрировали советские воины. Война в изображении В. Некрасова — не только смелый бросок, единичный порыв, но и длительный, изо дня в день, из месяца в месяц продолжающийся будничный труд, состоящий из мелких, утомительных, незамет­ных, но необходимых для победы обязанностей. Победа в битве на Волге, говорит он своим романом, это результат всенародных усилий, результат повседневных забот об укреплении окопов, о доставке патронов и продовольствия, результат будничной дис­циплины, составляющей основу воинской службы.

Вера Панова в повести «Спутники» в тонком психологическом рисунке, в повседневных деталях решала близкую задачу: показать трудовые будни войны. Однако если Некрасов под новым углом зрения показал окопные будни, то Панова избрала иной материал. Не передний край, а санитарный поезд является местом действия; не люди, вооруженные винтовками и пулеметами, а врачи, меди­цинские сестры и санитарки являются героями повести; не прямое столкновение с врагом, а спасение людей, пострадавших от руки врага, составляет смысл деятельности этих героев. В «Спутниках», как и в романе Некрасова, творческие принципы автора раскры­ваются с явно полемической заостренностью.

Так, несомненна симпатия В. Пановой к доктору Белову — самому обыкновенному человеку, наделенному чертами чуть-чуть даже смешными, свидетельствующими о его неприспособленности к практическим делам, и к медсестре Юлии Дмитриевне, некраси­вой «старой деве» с неудачной личной судьбой. Именно эти люди оказываются способными на подлинно героический труд, наиболее сердечными и отзывчивыми; именно они самоотверженно выпол­няют свой долг. Зато красивый, холеный, преуспевающий доктор Супругов изображен самовлюбленным карьеристом и черствым себялюбцем, способным на ложь и подлость. Такое противопостав­ление внешней красивости внутреннему уродству и, с другой сто­роны, внешней непривлекательности — богатому внутреннему миру можно проследить и на ряде других образов. Это противопоставле­ние ощущается и в биографиях персонажей повести, построенной как цепь самостоятельных глав, посвященных последовательно основным ее героям. Будничность и простота жизненного пути — это, с точки зрения Пановой, нормальный путь каждого человека, а неожиданные вспышки чувства (как у Лены Огородниковой или как в романтической любви Данилова и Фаины) в сущности бес­цельны и бесперспективны. Жизнь — это будни, и в буднях надо делать свое маленькое, нужное людям дело. Тогда возникает ду­шевная близость, дружба, тогда возникает коллектив, объединен­ный общей деятельностью, в котором каждый — маленькая, но не­заменимая частица. Такова мысль, настойчиво проводимая писа­тельницей.

Повесть «Спутники», написанная сдержанно, почти скупо и изображающая жизнь со скрупулезными подробностями, была одним из первых произведений, показавших «периферию» войны — труд тех людей, которые в тылу обеспечивают победу на фронте.

В этих первых послевоенных повестях проявились две тенден­ции в изображении войны, наметившиеся еще в военные годы. В то время как одни’ писатели обращались к изображению высокого па­триотического порыва и героической романтики подвига, в котором раскрывается красота и величие характера советского человека, другие стремились раскрыть черты этого характера в иных, на первый взгляд незаметных проявлениях и в деталях труда и быта.

Если во всех названных выше книгах большие обобщения были воплощены в судьбах отдельных героев, в более или менее частных эпизодах войны, то уже с первых послевоенных лет появились первые попытки создания эпических картин, охватывающих всю войну или ее главнейшие события.

Первым из таких произведений, в котором частный эпизод — борьба Краснодонской подпольной комсомольской организации против фашистских захватчиков — был осмыслен как типическое проявление общенародной партизанской борьбы в тылу врага, явился роман А. Фадеева «Молодая гвардия». Написанный на до­кументальном материале, роман и в первой, а в особенности во вто­рой, переработанной редакции отличался эпической широтой идей­но-художественного обобщения всенародного подвига, на который поднялись руководимые партией советские люди.

Одной из удачных попыток создания романа об Отечественной войне была «Белая береза» М. Бубеннова. Образы героев даны здесь в различных аспектах. Рядом с уже сложившимися и закаленными воинами — такими, как капитан Озеров, комиссар Яхно, Матвей Юргин, в романе как центральный персонаж дей­ствует рядовой солдат Андрей Лопухов, чьи патриотические чувства и воинские качества формируются на наших глазах. Он с самого начала запоминается своей спокойной и трудовой уверенностью колхозника, взявшегося за оружие; но в первых главах писатель не скрывает ни сомнений, охвативших Лопухова в дни отступле­ния, ни его неумения разобраться в своем отношении к пленным вражеским солдатам. Постепенно закаляется характер Андрея, крепнет его мировоззрение, определяются его отношения к людям, складывается его облик стойкого, сознательного солдата.

Автор не дает подробного изображения фашистских захватчи­ков. Но большое место уделено в романе изображению людей не­стойких, трусливых, мелких, по существу своему чуждых совет­скому обществу. Типичность таких персонажей, как например Лозневой, достигнута в романе, во-первых, тем, что писатель рас­крывает корни их предательства, а во-вторых, тем, что он убеди­тельно показывает отношение к ним наших солдат и офицеров, всех жителей оккупированного фашистами села, которые клеймят изменников презрением и ненавистью. В романе резким контрастом дана разительная противоположность между патриотами, готовыми до последнего вздоха бороться с врагом, и трусами, предателями, дезертирами, как Лозневой и ему подобные.

Положительный идеал советского народа, его стойкость и му­жество переданы во всей художественной ткани произведения, в том числе и в образах природы. Так, образ белой березы, выне­сенный в заглавие романа, выступает как символ мирной и спо­койной жизни, которая, пройдя через все испытания, вновь рас­цветает после окончания войны. Этот образ, постоянно сопровож­дающий Андрея Лопухова и связанный с традицией русского на­родного песенного творчества, приобретая в романе лирическую и жизнеутверждающую окраску, оттеняет и судьбу отдельного че­ловека, и судьбу России: «А среди этого страшного поля… где все было попрано смертью… стояла и тихо светилась в сумерках одинокая белая береза. — «Стоит!—изумленно прошептал Анд­рей…» А слова «и будет стоять!» звучат могучей верой и твердой решимостью выстоять.

Значительным произведением об Отечественной войне является роман В. Катаева «За власть Советов!» (первая редакция —1949, вторая—1951; в последующих изданиях роман называется «Ка­такомбы»). Действующие в романе люди знакомы читателям по повести «Белеет парус одинокий», в которой они изображались еще совсем юными. Во второй редакции романа автор с гораздо большей эпической широтой рисует героическую борьбу одесских подпольщиков; боевая деятельность отряда Черноиваненко пока­зана как яркий эпизод всенародной партизанской борьбы, руково­димой и направляемой Коммунистической партией. Писатель рас­крывает историческую преемственность, крепко спаявшую старшее поколение большевиков с молодыми советскими людьми.

Овеянная романтикой героического подвига, повесть Б. Поле­вого написана в строго реалистической манере и отличается точ­ностью художественных деталей. Писатель шаг за шагом раскры­вает напряженную работу мысли, душевную силу, которая сделала Мересьева героем. Такое сочетание романтики с реалистической точностью, героики характера с простотой обстоятельств было присуще не только творчеству Б. Полевого.

Если домашнее задание на тему: " Образ Мересьева из «Повести о настоящем человеке» Б. ПолевогоШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.