Образ Куликова в рассказе «Алексей Куликов, боец»



Борис Леонидович Горбатов (1908—1954) в рассказе «Алексей Куликов, боец» показал, как вчерашний колхоз­ник вырастает в ходе борьбы в защитника Родины, при­шедшего к сознанию того, что перед лицом грозных событий ему необходимо быть в рядах Коммунистической партии.

Писатель не боится снизить образ Алексея Куликова показом того трудного пути, который проходит он, прежде чем сделаться бойцом-героем.

Вначале Куликов оглушен происходящим на фронте. Он не может привыкнуть к разрывам бомб и беспрестанно­му жужжанию пуль. Ему кажется невероятной возмож­ность остаться в живых при такой массе огня, направлен­ной на уничтожение человека. Но затем, участвуя в не­скольких боях и выйдя из них живым и невредимым, он начинает задумываться над тем, «много ль металла по­требно, чтоб человека убить». На что лейтенант ему отвечает: «Для труса шальной пули хватит, для смелого и тонны мало».

В ходе борьбы патриотизм Алексея Куликова стано­вится все более и более действенной силой, одним из основных источников его героизма. Куликов сознает не­обходимость беспощадной борьбы с врагом не на жизнь, а на смерть, «пока горит родная земля». Он сознательно воюет за те блага, которыми пользовался каждый простой человек в нашей стране.

«До чего ж складно,— говорит Куликов,— было все у нас устроено на нашей земле! Если жене рожать — боль­ница, сына учить — школа, семена травить — лаборато­рия, трактор ладить к весне — МТС».

С негодованием обрывает он Дубягу, когда тот говорит: «Россия всегда Россией останется, была она под татарами, под немцами тоже Россия будет». На что Куликов со зло­бой отвечает: «А мне не всякая Россия нужна. Если хочешь знать, я не на всякую Россию согласен. Мне нужна Россия, чтоб был я в ней, как и раньше, хозяин на своей земле, и чтоб были колхозы, и, если жене рожать — больница, а сына учить — школа. Советская мне нужна Россия, слышишь?»

В своем рассказе Б. Горбатов, показывая рост сознания рядового бойца, отражал типические для Советской Армии явления, когда солдаты, воспитанные командирами и политруками, прошедшие тяжелые бои, в ходе войны масса­ми вступали в партию.

Рассказы А. Серафимовича военных лет часто напоми­нают очерки. В одних описаны боевые эпизоды («Ве­сенний день»), в других отражена трагедия мирных жителей, попавших в оккупацию («Юная армия», «На хуторе»). Фашисты в изображении Серафимовича — это изверги, разрушившие мирную жизнь и потерявшие человеческий облик.

А. Серафимович — прославленный мастер массовых сцен. Писатель умело использует прием многоголосия («Юная армия»). Картины природы в рассказах несут на себе печать разрушительных действий войны («В родных местах»), А. Серафимович часто прибегает к сравнениям и сопоставлениям. Писатель утверждает, что именно на фронтах войны и в восстановлении разрушенного гитле­ровцами народного хозяйства проявились замечательные черты советского народа.

Героический подвиг народа является основной темой очерков и рассказов Лавренева.

Лавренева привлекает тема участия в войне моряков- черноморцев. Как и Леонид Соболев, он стремится раскрыть замечательные качества «морской души», про­явленные в битвах с фашизмом. Это не только героические качества, но и величайший гуманизм, способность на возвышенные человеческие качества, на глубокое чувство любви и самоотверженности.

Классикой военных лет явились его пьесы «Песнь о черноморцах» (1943) и «За тех, кто в море» (1945). В этих пьесах Лавренев сумел создать типические образы морских командиров Боровского и Максимова, которые служат примером для краснофлотцев в бою и вызывают уважение отношением к подчиненным.

Различные стороны жизни военных лет затрагивает Андрей Платонович Платонов (1899—1951). Отличи­тельна и стилевая манера писателя — вся сумма худо­жественных средств служит раскрытию внутреннего ми­ра героев, их психологии, отношения к происходящим событиям.

Одним из первых рассказов А. Платонова был «Оду­хотворенные люди». Несмотря на документальную основу, рассказ — глубоко обобщающее произведение. Автор не только воспроизвел бессмертный подвиг моряков-севастопольцев, но и раскрыл психологию подвига. А. Платонов создает целую галерею защитников города-героя. Здесь батальонный комиссар Поликарпов, политрук Фильченко, матросы Красносельский, Василий Цибулько, Даниил Одинцов, Юра Паршин. Писатель показывает своих героев в действии, раскрывает их внутренний мир, богатство душевных качеств. Их жизнь и борьба связана с жизнью страны, о них поют песни уральские девушки, плачут, тоскуют и желают удачи в битве возлюбленным. И сами моряки связаны между собой в одно целое, и недаром комиссар Поликарпов погибает со словами «За Родину, за вас!»

Рассказ напоминает повесть. Здесь писатель дает ши­рокие картины жизни в осажденном Севастополе. Гибель людей стала для жителей таким обычным явлением, что даже дети играют в смерть.

Каждый из героев-моряков в изображении А. Платоно­ва — ярко выраженная индивидуальность со своей мечтой о счастье, о жизни, о любви. До войны это люди разных профессий, из разных уголков страны. Севастополь объ­единил их в единое целое, но в то же время каждого оставил самим собой.

Своих героев А. Платонов называет «одухотворенны­ми», затем «одушевленными» людьми, этим самым под­черкивая их глубокие чувства, их сознательную готовность к свершению подвига.

Кульминация рассказа — описание боя пятерых от­важных моряков с пятнадцатью фашистскими тан­ками.

Перед боем политрук Фильченко сказал морякам: «Товарищи! Я хочу сказать вам, что мы отойти не можем. Я говорю вам — друзья, у меня такое же сейчас чувство на сердце, как и у вас... Приказываю вам стоять на этой земле и не умирать, чтобы драться долго, пока мы не поломаем здесь машины и кости врага».

В этой неравной борьбе раскрываются гигантские силы души и мужество краснофлотцев. Битва моряков с танками описана с большим драматизмом. Это сражение напомина­ет знаменитую битву двадцати восьми панфиловцев с фа­шистскими танками. Смертельно ранен Цибулько, убивают Красносельского. Политрук Фильченко с гранатами броса­ется под танк. Такой битвы с людьми, которые своей смертью несут гибель врагу, фашисты не смогли выдержать и отступили.

В сборнике «Под небесами родины» (1942) чувствуется влияние народного творчества. События войны даются в былинно-сказочном плане. Интересно начало многих рассказов: «Он был самым старым человеком в районе, а может и во всей Башкирии...» («Крестьянин Ягафар»), «Дед долго жил на свете и так привык жить, что забыл о смерти и никогда не собирался помирать» («Дед-сол­дат»), Герои Платонова — люди, прошедшие долгую жизнь, и дети, вступающие в жизнь,— упорно думают о своем месте в военной действительности.

В ином плане рисуются события войны в сборнике «Броня». Здесь писатель отходит от условно-сказочного изображения военной действительности. В центре внима­ния художника наиболее яркие эпизоды сражений.

Глубокий смысл заключен в рассказе «Броня». Мор­ской инженер, участник войны Семен Васильевич Саввин, с детства горячо влюбленный в родную русскую землю, много работал над изобретением нового броневого сверх­прочного металла, чтобы сделать корабли и танки не­уязвимыми для врага. Материалы по его изобретению остались в Курской области у родных. Вылечившись в гос­питале, Саввин был направлен командованием в Курскую область, оккупированную фашистами, чтобы забрать запи­си об изобретенной им броне. Но сердце советского челове­ка не могло мириться со страшным злом, которое несли враги. Саввин не остался наблюдателем, он начал борьбу с врагами — сначала уничтожил охрану фашистов, сопро­вождавших русских женщин, угоняемых в Германию, а затем вступил в битву с гитлеровцами, которые уничто­жили всех жителей в одной из курских деревень. В этой неравной битве Саввин погибает, а адрес деревни, в кото­рой хранился секрет производства сверхпрочной брони, оставляет своему другу. Основная идея рассказа определя­ется писателем в словах: «Самое прочное вещество, обере­гающее Россию от смерти, сохраняющее русский народ бессмертным, осталось в сердце этого человека».

Несокрушимой броней, о которую разбились воору­женные до зубов фашистские полчища, были сердца советских людей, наполненные огромным чувством любви к своей Родине и народу.

Создавая образы советских солдат, писатель показыва­ет их тружениками, относящимися к своему участию в войне как к ратному трудовому подвигу. Таков сапер Иван Семенович Толокно («В сторону заката солнца»).

Если домашнее задание на тему: " Образ Куликова в рассказе «Алексей Куликов, боец»Школьное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.