Обращение к судьбам России на переломе 19 — 20 вв.



Стремление постичь истоки великой победы, познать душу нации в ту переломную эпоху, когда особенно интенсивно стали прорастать зерна революционного характера русского человека, заставило писателя обра­титься к судьбам России на переломе XIX—XX вв. Так возникает автобиографическое и вместе с тем широкое эпическое повествование, состоящее из четырех книг: «Повесть о детстве» (1949), «Вольница» (1950), «Ли­хая година» (1954) и «Мятежная юность» (1958).

Автобиографические повести Гладкова — плод мно­голетних раздумий и длительного подвижнического труда. Достаточно сказать, что замысел и первая попытка осуществить его падают на конец 20-х годов. Но только в послевоенный период создаются необходи­мые объективные предпосылки для реализации давно волновавшей воображение художника темы.

Обратившись к историческому прошлому страны, писатель восполнил существенный пробел в своем твор­честве. Если в «Цементе» и «Энергии» главным героем являлся революционный рабочий класс, то в центре автобиографической тетралогии — пути и судьбы рус­ского крестьянства. Тем самым Гладков, опираясь на огромный опыт Горького, в чем-то существенном допол­нял содержание знаменитой горьковской трилогии, со­средоточив внимание на том, что лишь косвенно при­влекало внимание его великого предшественника.

«Повесть о детстве» начинается, казалось бы, с фик­сации ничем особым не примечательных, имеющих ло­кальный смысл впечатлений крестьянского мальчика Феди. Однако постепенно рассказ об индивидуальной судьбе подростка перерастает в широкое полотно рус­ской жизни, автобиография личности становится соци­ально-исторической биографией века. Гладков не про­сто запечатлевает процесс капитализации русской де­ревни, пролетаризации крестьянских масс. Художника привлекает прежде всего то, как крестьянская Россия искала свою большую правду на переломе двух веков. Гладков показывает пробуждение революционного со­знания у лучших представителей русского крестьянства (Ларивон, Песков, Серега Каляганов, Микитушка). Автобиографический герой тетралогии с особой остро­той воспринимает рост свободолюбивых настроений в крестьянской среде.

Прослеживая процесс преображения русского крестьянства, Ф. Гладков свободен как от идеализации и приукрашивания, так и от изображения мужика в унылых и серых тонах натуралистического бытописа­ния. Торжествуют яркие краски, ибо, по глубокому убеждению художника, века угнетения и рабства лишь стушевали отдельные черты облика крестьянина, но не истребили исконных свойств характера русского наро­да — умного, трудолюбивого, даровитого.

Выявляя творческую силу нации, прежде всего рус­ского крестьянства, т. е. раскрывая генеральную тему своей прозы (правда, теперь уже на ином материале), художник выбирал не только соответствующие стиле­вые, но и жанровые, сюжетно-композиционные средст­ва. В статье «Эпопея о нашем народе» Гладков так оха­рактеризовал видовое своеобразие первой книги: «Я писал «Повесть о детстве» не как обычные воспоми­нания, а как поэму о русском народе».

Признаки эпической поэмы определяют строение не только первой части, но и облик тетралогии в целом. Действительно, перед нами не просто эпическое, а лиро- эпическое повествование, отмеченное синтетичностью и возвышенностью человеческих характеров, обилием поэтических отступлений, особой ролью пейзажа. При этом писателя привлекают не столько обычные, хотя бы и красочные описания природы, сколько трудовой пей­заж. Это также было новым в творческом методе писа­теля, характеризующем его поздние произведения.

Все в тетралогии — от заглавий отдельных частей ее до элементов языка и стиля — выверено рукой взы­скательного мастера, стремящегося всемерно выявить, подчеркнуть не только собственно социальное, но и на­циональное начало. В частности, заглавие романа «Во­льница» переносит нас в мир представлений и чаяний, столь характерных для мятежной совести русского тру­дового народа, формировавшего в своей среде бескоры­стных подвижников и радетелей, бунтарей и мечтате­лей, для которых всегда была дорога не только свобо­да, но и воля.

В творчестве Ф. Гладкова тема труда трактовалась в широком социально-философском аспекте. Именно такой подход позволил писателю подобрать, исполь­зуя горьковское выражение, ключи ко многим «тайнам жизни», показать некоторые ведущие процессы эпохи с небывалой отчетливостью, глубиной осмысления и размахом. Если в наиболее общем виде оценивать вклад Ф. Гладкова, то можно сказать так: метод соци­алистического реализма был обогащен в его творчестве эстетическими принципами, в которых определяющую роль играет красота освобожденного революцией тру­да. В то же время мы видим, как изменялся и обога­щался творческий метод самого писателя, как он при­обретал черты эпичности, психологической углубленно­сти и лирической взволнованности.

Если домашнее задание на тему: " Обращение к судьбам России на переломе 19 — 20 вв.Школьное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.