Обращение Горького к темам русской жизни



За последние полвека истории страны было продиктовано желанием постичь становые моменты ее развития. Именно это руководило Горьким, когда он старался выяснить кардинальные вопросы современного и буду­щего состояния России. «Изображение прошлого в це­лях освещения путей к будущему» — вот, по собствен­ному признанию писателя, та сверхзадача, которую он сам определил в декабре 1911 г.

Пути и особенности формирования русского нацио­нального характера, бесконечное многообразие типов людей из различных социальных прослоек и классов, пестрая смесь дурного и хорошего, злого и доброго, а сквозь «свинцовые мерзости» жизни, поверх густой накипи мещанства главное и стержневое — как безмер­но талантлива, духовно щедра и потому оптимистиче­ски смотрит в грядущее народная Русь. Именно это и было чутко уловлено А. Блоком: «Я утверждаю, …что если и есть реальное понятие «Россия», или лучше — Русь, помимо территории… государственной церкви, сословий и пр., то есть если есть это великое, необозри­мое, просторное, тоскливое и обетованное, что мы при­выкли объединять под именем Руси — то выразителем его приходится считать в громадной степени — Горько­го».

В первые пореволюционные годы (1917—1920) М. Горький, занятый большой культурно-просветитель­ной, публицистической работой, почти не пишет художественных произведений. Энергична его деятель­ность в отделе театров и зрелищ Петроградского Сове­та, в области издания и переводов художественной литературы (с 1919 г. он возглавлял издательство «Всемирная литература»). Активно участвуя в работе комиссии по улучшению быта ученых, писатель многое сделал для развития науки в нашей стране.

Вместе с тем в первые годы после Октября Горький не сразу разобрался во всей сложности переживаемого момента. Опираясь на частные, эмпирические наблюде­ния над петроградской действительностью тех лет, он не смог увидеть основного и главного в бурном процес­се социального преображения России (цикл статей «Несвоевременные мысли», 1917—1918). Несколько от­влеченное эмоционально-романтическое восприятие со­бытий Октября привело к сомнениям в необходимости революционного насилия. Писателем значительно преу­величивалась роль научно-технической интеллигенции и в то же время недооценивалась роль и деятельность большевиков. Односторонне, крайне скептически харак­теризовалось Горьким русское крестьянство. Неверные акценты в решении крестьянского вопроса, утрирование отрицательных свойств деревни (слепая стихия с ее якобы сплошным индивидуализмом и собственниче­ством) привели к отстаиванию усеченной формулы гу­манизма — «любовь без жалости» — по отношению к мужику. В ряде статей декларировался тезис об аполитичности науки, и именно такая наука и искусство объявлялись единственным стимулом на пути социаль­ного прогресса.

Со временем Горький убеждается, что революция не только разрушает, но и созидает; постепенно преодоле­ваются ошибки и заблуждения первых пооктябрьских лет. Выходу из кризиса способствовали переписка с В. И. Лениным, советы вождя революции, сама прак­тика русской действительности.

После Октябрьской революции творчество Горького развивается многогранно: писатель работает над про­зой, драматургией, публицистикой, литературной кри­тикой. Горький создает произведения, которые оказали существенное воздействие на развитие советской лите­ратуры 20-х, 30-х и последующих годов.

Эпическое произведение писателя — роман «Дело Артамоновых» (1925) — вбирает в себя принципы по­строения семейно-бытовой и социально-исторической хроники. Такой композиционный прием характерен для исторических романов В. Скотта, «Человеческой коме­дии» О. Бальзака, «Ругон-Маккаров» Э. Золя. Но ста­рый роман показывал распад семейных связей, деградацию личности. В пореволюционные годы про­исходит иной жизненный процесс: разрушение прежней семьи и рождение новых человеческих отношений. Опыт горьковского «Дела Артамоновых», существенно изме­нившего привычную структуру социального романа, приобретает первостепенное значение. На примере ряда поколений Горьким прослежена деградация купеческой семьи Артамоновых и как бы в противовес — упрочение духовных связей рабочей семьи Морозовых. Писатель показывает, как самой сутью хищнического капитали­стического «дела» подтачиваются устои семейного кла­на Артамоновых. На протяжении 60 лет каждое после­дующее поколение постепенно утрачивает тот творче­ский потенциал, который сжигал некогда честолюбивую и сильную натуру основателя рода — Ильи Артамонова.

Если домашнее задание на тему: " Обращение Горького к темам русской жизниШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.