Обращение А. Вознесенского к образу великого Ленина



В основе сюжета поэмы А. Вознесенского «Лонжюмо» (1962—1963) подлинный эпизод организации В. И. Лениным марксистской партийной школы в мес­течке Лонжюмо, недалеко от Парижа. Поэт обращает­ся к образу великого Ленина, чьи мысли и воля живут в сердцах и делах советских людей:

Однажды, став зрелей, из спешной повседневности мы входим в Мавзолей, как в кабинет рентгеновский, вне сплетен и легенд, без шапок, без прикрас, и Ленин, как рентген, просвечивает нас. Мы движемся из тьмы, как шорох кинолентин: «Скажите, Ленин, мы — каких Вы ждали, Ленин?! Скажите, Ленин, где победы и пробелы? Скажите — в суете мы суть не проглядели?..» (…) «Скажите, Ленин, в нас идея не ветшает?» И Ленин отвечает. На все вопросы отвечает Ленин. Ленин и Россия едины, неразделимы («Всю Рос­сию, / речную, горячую, / он носил в себе, как та­лант!») .

Результатом поездки в Америку стала книга А. Воз­несенского «40 лирических отступлений из поэмы „Тре­угольная груша»» (1962). Но вопреки желанию автора «открытия Америки у него не получилось. Это все талантливо, но чрезвычайно сумбурно и эскизно» — так охарактеризовал цикл стихов Я. Смеляков.

Искания Вознесенского в области стилистики и вер­сификации порой совпадали с интересными и свежими мыслями об эпохе НТР, и тогда рождались запоминаю­щиеся образы, емкие формулы. Так, чередуя стихотвор­ные глазки с прозаическими (поэма «Оза»), поэт изо­бражает чуждый духу человека мир, в котором «быть человеком некогда», ибо идет «в мире — роботизация». Хорошо понимая противоречивый характер взаимосвя­зей между научно-техническими открытиями и гумани­тарным обеспечением человеческой личности, поэт убежденно провозглашает: «Все прогрессы — реакци­онны, если рушится человек». Однако свойственная манере Вознесенского склонность к словоизобретательству, парадоксам снижает эстетическую ценность неко­торых его стихов [см. поэму «Зарев», цикл стихов «Изопы» («Опыты изобразительной поэзии»).

В 70-е годы в поэзии А. Вознесенского заметны иные мотивы, подходы к творчеству (сб. «Дубовый лист виолончельный», 1975; «Витражных дел мастер», 1976): ощущение боли при виде несовершенств и не­справедливостей современного мира не проходит, но дополняется как бы заново увиденными гранями жиз­ни. Так возникает чувство признательности, любви к родному краю («Озеро», «Груша заглохшая, а чаще одна…»), новое осмысление явлений окружающей дей­ствительности («Ностальгия по настоящему»). Не слу­чайно поэт пишет: «…Это впервые, / будто от жизни самой / был на периферии». Глубже зазвучали граж­данские мотивы, обострилось чувство ответственности за настоящее и будущее человечества («Реквием», «Анафема», «Есть русская интеллигенция» и др.).

А. Вознесенский решительно не приемлет мещанст­ва и бездуховности в любых проявлениях, не прощает измены призванию, резко и саркастически выступает против мира стяжательства и потребительства, против подавления всего лучшего в человеке.

Если домашнее задание на тему: " Обращение А. Вознесенского к образу великого ЛенинаШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.