Новые очаги просвещения



В конце 1725 г. была торжественно открыта в Петербурге Академия наук с гимназией и университетом при ней. При Академии организуется типография. С 1727 г. к Академии переходит издание «Ведомо­стей», начинающих выходить под названием «С.-Петербургских ведомостей», с особым приложением — «Примечаниями», в кото­рых печатались произведения научного характера, имевшие под­час отношение к литературе. Для печатания художественной ли­тературы заводится через некоторое время специальная вторая академическая типография. С 1755 г. Академией начинает выпу­скаться первый в России популярно-научный и литературный журнал «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служа­щие», в котором особенно много печатались Сумароков и поэты его школы. Несмотря на мало благоприятные поначалу условия, Академия наук становится выдающимся центром русской науки. Наряду с Ломоносовым в Академии появляются и другие круп­ные деятели: поэт и видный филолог В. К. Тредиаковский, про­фессор ботаники и этнограф С. П. Крашенинников, автор весьма ценного труда «Описание земли Камчатки», вышедшего в 1755 г. и тогда же переведенного на английский, немецкий, французский и голландский языки. Замечательной чертой молодой русской науки было то, что в развитии ее принимали участие представи­тели самых широких демократических слоев народа (Ломоно­сов — крестьянин, Крашенинников — сын простого солдата).

Через семь лет после открытия Академии наук, в 1732 г., в Петербурге же создается светское учебное заведение иного типа — кадетский корпус, под пышным названием «Рыцарской академии» (позднее стал именоваться Сухопутным шляхетным корпусом). «Рыцарская академия» была сословной дворянской школой. По закону Петра I всякий дворянин должен был начи­нать службу солдатом. Открытие корпуса-академии, выпускавшей своих питомцев сразу офицерами, было уступкой правительства Анны Ивановны сословным домогательствам дворянства. Тесно связан был корпус и с дворцом. Юные «рыцари», обучавшиеся в корпусе, помимо специальных военных дисциплин и общеобра­зовательных предметов, таким светским «наукам», как танцы, фехтование, верховая езда, дежурили в качестве пажей при дворе. Преподавание в корпусе отличалось многопредметностью; в стар­ших классах учащийся мог выбирать себе ту или иную «спе­циальность». Воспитанники корпуса весьма интересовались и сло­весностью. Уже начиная с 1735 г. кадеты ежегодно подносили императрице поздравительные оды от «шляхетной юности». В 40-е годы в корпусе существовало даже специальное литературное общество. Несколько позже в нем стали происходить театральные представления. С 1756 г. при корпусе была организована типо­графия, а скоро стал издаваться и литературный журнал «Празд­ное время, в пользу употребленное». Шляхетный корпус стал своего рода питомником дворянской литературы середины XVIII века из его среды вышли такие крупнейшие деятели ее, как Сумароков, Херасков и ряд их учеников и последователей.

В 1759 г. было открыто другое привилегированное дворянское учебное заведение — Пажеский корпус, организованный по об­разцу версальского. Впервые же годы после его организации учеником Пажеского корпуса стал будущий знаменитый автор «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищев.

Крупнейшее значение имело открытие в 1755 г., по почину и проекту Ломоносова, Московского университета — учебного заве­дения, носившего более демократический характер: в него прини­мались не только дворяне, но и разночинцы (в гимназии при уни­верситете также было два отделения — специально для дворян и для разночинцев). В ведение Московского университета отдана была на первых порах и открытая два года спустя, в 1757 г., Академия художеств (до этого живопись и скульптура препода­вались при Академии наук). С самого же начала университет, наряду с Академией наук, сделался одним из центров литератур­ной жизни того времени. С 1756 г. университетом начинает изда­ваться под редакцией ученика Ломоносова, профессора и поэта Поповского, первая московская газета «Московские ведомости», во главе которой позднее (с 1779 г.) стал один из замечательных деятелей русского просвещения XVIII в. Н. И. Новиков. С мо­мента основания университета в нем стал служить один из наибо­лее влиятельных русских поэтов второй половины XVIII в. Херасков, ведавший университетской типографией и театром; позднее Херасков стал директором и куратором (попечителем) университета. Сделавшись редактором университетских литера­турных журналов «Полезное увеселение» (1760—1762) и «Сво­бодные часы» (1763), Херасков объединил вокруг себя талантли­вую университетскую молодежь. Литературный учитель Хераскова Сумароков уже в 1758 г. замечал: «Писатели стихов русских при­вязаны или к Академии, или к университету».

К концу рассматриваемого нами периода гимназии начинают появляться и в провинции. Так, в 1758 г. по образцу московской университетской открывается («для размножения наук в импе­рии») гимназия в Казани (также с двойным отделением — для дворян и для разночинцев). В числе первых 14 учеников Казан­ской гимназии был крупнейший поэт XVIII в. Державин.

Если домашнее задание на тему: " Новые очаги просвещенияШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.