Недостатки и проблемы произведений 60-70-х годов



Абрамов показал, что, несмотря на трудности и беды, жители деревни Пекашино в тяжелые годы войны жили верой в победу, надеждой на лучшее будущее и не покла­дая рук трудились, чтобы мечты стали действительностью.

Изображая три типа руководителей деревни — Лукашина, Подрезова, Зарудного, Абрамов отдает симпатии Лукашину, который следует ленинским принципам руко­водства, сочетая партийную принципиальность с чело­вечностью.

Писатель показал, как научно-технический прогресс вторгается в жизнь деревни, изменяет ее облик, характеры. Писатель в то же время выражает сожаление, что уходят из деревни вековые традиции, обобщающие народный опыт, отражающие нравственное богатство души народ­ной.

В романе «Дом» Абрамов ставит проблему отчего дома, Родины, нравственности. Писатель раскрывает высоко­нравственный мир Лизы, ее сердечность, бескорыстие, доб­роту, верность отчему дому, заставляет Михаила Пряслина осудить себя за черствость и бессердечие по отношению к сестре. Произведения о деревне, созданные Ф. Абрамовым, В. Шукшиным, В. Распутиным, М. Алексеевым, В. Бело­вым, решают актуальные проблемы времени, рисуют на­родные характеры сегодняшнего дня.

В 60—70-е годы теме науки посвящен целый ряд произведений — «Иду на грозу» Д. Гранина (1962), «Бес­сонница» А. Крона (1977), «Двухчасовая прогулка» В. Ка­верина (1978).

Даниил Александрович Гранин (род. в 1918 г.) в рома­не «Иду на грозу» создал интересные образы молодых уче­ных Тулина и Крылова.

Олег Тулин — очень способный человек, выдвигающий интересные идеи, он легко работает, вызывает симпатии окружающих, но не может бороться за осуществление своих идей, легко оставляет задуманное.

У Крылова нет таких искрометных способностей, как у Тулина. Это настойчивый, глубокий, упорный исследова­тель, подлинный труженик науки. Он до конца доводит начатое дело, доказывает возможность осуществления научной идеи, которую оставляет Тулин, и добивается победы.

В современных произведениях о науке ставятся инте­ресные и актуальные проблемы. Но в то же время этим произведениям свойственны и общие недостатки. Хотя почти все авторы стремились создать тип положительного героя из мира советских ученых, ярких, глубоких образов, типизирующих лучшие черты людей нашей науки, связан­ных своей деятельностью с народом, с эпохой, писателям создать не удалось. См. с. 507.

Значительное внимание писатели уделяют созданию произведений, отражающих героический подвиг народа в годы Великой Отечественной войны.

Ярким и самобытным художником, посвятившим свое творчество изображению героического подвига народа в годы Великой Отечественной войны, был Константин Си­монов.

В трилогии «Живые и мертвые» (1959), «Солдатами не рождаются» (1964), «Последнее лето» (1971) он воссоздал широкую панораму войны, уделяя внимание ее важным этапам: битве под Москвой, Сталинградскому сражению, военным действиям в Белоруссии в предверии разгрома гитлеризма. В трилогии К. Симонова «Живые и мертвые», как и в рассказе М. Шолохова «Судьба человека», героиче­ские события войны изображаются как исторические, соединяясь с актуальными проблемами наших дней — борьбой за мир во всем мире, с выступлениями против атомно-ядерной катастрофы, нависшей над человечеством.

Писатель достоверно передает особенности этого вре­мени, отражая неповторимые черты каждого этапа. Роман «Живые и мертвые» посвящен наиболее тяжелому и траги­ческому периоду войны. К. Симонов сумел правдиво вос­создать напряженную атмосферу начального периода вой­ны: хаос событий, толпы беженцев, покинувших родные места, страшные картины артиллерийских налетов, воз­душные бои, горящие села и деревни. Но было не только это: были и сила духа народа, беспримерный героизм со­ветских бойцов, несокрушимая вера в справедливость вой­ны, которую вел наш народ, и грядущую победу. Симо­нов — мастер батальных сцен и изображения судеб отдель­ных героев. Писатель показал необыкновенную стойкость советских воинов и командиров, сумевших за короткий срок овладеть воинским мастерством и разгадать особенности вражеской стратегии и тактики, возросший моральный дух армии, ее мужество и стойкость, настойчивость и упорство в достижении цели.

В центре изображаемых событий — генерал Серпилин, талантливый военачальник, собранный, с чувством от­ветственности перед историей за исход войны, человечный в отношениях с подчиненными. Он ощущает величие битвы и делает все для победы.

Трилогия К. Симонова способствует воспитанию герои­ческих традиций у молодежи, раскрывает богатство ду­ховных возможностей народа, показывает массовый ха­рактер народного героизма и стойкость. Автор подчеркива­ет активную роль личности в происходящих событиях.

События в романе Ю. Бондарева «Горячий снег» (1969) происходят зимой 1942 года в степях под Сталин­градом, когда танковые колонны Манштейна рвались на выручку окруженной трехсоттысячной группировке Паулюса. Писатель запечатлел неслыханный героизм совет­ских солдат и офицеров, которые встали железной сте­ной на пути движения танков противника и не пропусти­ли их.

Но писатель отступает от прямой документальной основы. Все действующие лица романа, начиная от руково­дителя сложной военной операции генерала Бессонова до лейтенанта Кузнецова, лица вымышленные. Это, как пра­вило, люди со сложным характером, цельные, волевые, готовые скорее погибнуть, чем отступить.

Бондарев с большой силой и выразительностью вос­создал картины танкового боя, сумел запечатлеть характер человека в поистине небывалых ситуациях, показав, что именно в таких ситуациях раскрываются подлинные чело­веческие качества — воля, гуманизм, самоотверженность. Если Кузнецов проявляет себя как волевой, сильный, храбрый воин, который в этих условиях думает не столько о себе, сколько о подчиненных, то Дроздовский подавлен происходящим и посылает на верную гибель солдата Сер- гуненкова. По его вине гибнет санинструктор Зоя Елагина.

Кузнецов выдерживает невероятное напряжение боя, не забывая о всеобщей объединенности людей, выполняю­щих задание — разгромить врага. Писатель сумел запе­чатлеть взлет духовных сил Кузнецова, преодолевшего страх смерти перед надвигающейся лавиной танков. В то же время Кузнецов потрясен гибелью Зои Елагиной и Сер- гуненкова, возмущен бездушными, истеричными приказа­ми Дроздовского. Он делает все, чтобы выиграть бой, сохранив как можно больше людей.

Как талантливый военачальник, требовательный к себе и к людям, проявляет себя генерал Бессонов, понима­ющий, что именно они решают исход сражения. После боя он не может сдержать слез восторга, покоренный муже­ством, самопожертвованием и стойкостью бойцов и ко­мандиров, одержавших победу.

Действие романа «Берег» (1975) происходит в мае 1945 года и в наши дни. В центре произведения образ Никитина. В настоящем — это известный советский писа­тель, в прошлом — молодой лейтенант, вступивший на территорию Германии вместе с Советской Армией — побе­дительницей. Для романа характерна глубина философ­ских обобщений.

Писатель показал героизм Советской Армии, осво­бождающей народы от фашизма. Советские воины про­являют подлинный гуманизм, не отождествляя гитлеров­цев с немецким народом.

Роман поднимает актуальнейшие проблемы сохранения мира на земле, сосуществования стран с различной идеоло­гией. Большой смысл заключает и любовная линия романа, повествующая об истории любви молоденькой немецкой девушки Эммы Герберт к советскому лейтенанту Вадиму Никитину, которая хранилась в сердце Эммы всю жизнь.

Соединив в романе прошлое и настоящее, Бондарев утверждает идею мира на земле, мира, который в годы Великой Отечественной войны был куплен ценой огромных жертв, ценой неуклонной веры, что эти жертвы были во имя мира, счастья, процветания всего человечества.

Для прозы 70—80-х годов характерны все более укреп­ляющиеся связи и взаимодействие национальных литера­тур, при единстве современного литературного процесса, происходящего в литературах народов СССР, и сохране­нии ими национального своеобразия. Обогащает нацио­нальные литературы их неразрывная связь с русской советской литературой. В последние годы возросло творческое сотрудничество писателей разных рес­публик.

Так, в художественно-документальном произведении «Я — из огненной деревни» Я. Брыля, А. Адамовича, В. Ко­лесника запечатлена трагедия белорусских деревень, кото­рые гитлеровские захватчики сжигали вместе с жителя­ми — женщинами, стариками, детьми.

А. Адамович и Д. Гранин создали «Блокадную книгу», в которой отражен бессмертный подвиг ленинградцев, выдержавших блокаду. Книга потрясает суровой правди­востью и трагизмом.

Исторический аспект отражения событий войны про­является прежде всего в том, что война показана с позиций современности в единстве с решением проблем сегодняш­них дней. Наглядным примером является тетралогия Ана­толия Андреевича Ананьева (род. в 1925 г.) «Годы без войны» (1976 — 1981).

Война в романах Ананьева выступает как критерий оценок современной жизни, поступков героев. Действие относится к середине 60-х годов и происходит в различных городах и селениях — в Москве, Пензе, на Севере, в орлов­ских и пензенских деревнях.

В центре романа история подполковника Коростылева. Единственная дочь Коростылевых Наташа влюбляется в Арсения, который значительно старше девушки и имеет семью.

Коростылевы, пытаясь затушить в дочери проснувше­еся чувство, уезжают из Москвы в деревню Мокша к свое­му родственнику Павлу Лукьянову — колхозному брига­диру. В Мокше Коростылев встречается с бывшим одно полчанином Семеном Дорогомилиным — ответственным работником обкома партии в Пензе.

Большую роль в романе играет образ Мити Гаврилова — талантливого художника-самоучки, который мечтает силой своего искусства спасти людей от насилия, человеко­убийства, войн. Высокий гуманизм Гаврилова сталкива­ется с убогими, бескрылыми убеждениями завсегдатаев салона «эстетной супруги» Дорогомилина — никчемных «творцов» и «философов», которые только на словах радеют за народ.

Автор предъявляет к своим героям высокие социально- нравственные требования, продиктованные памятью о тех, кто отдал свои жизни в борьбе за свободу и независимость Родины в годы войны. Он безоговорочно осуждает салоны московского профессора и Ольги Дорогомилиной, критически относится к их высокомерию, душевной грубости, беспринципности, эгоизму, тщеславию.

В романе Ананьева идут споры о литературе, филосо­фии, искусстве, социологии, об актуальных вопросах со­временности.

Большое внимание уделено проблемам семьи, морали, любви.

Наташа Коростылева выходит замуж за Арсения Иванцова, который расстается со своей легкомысленной женой Галиной и пасынком Юрием. Случайно от руки Арсения погибает Юрий. Семья Арсения и Наташи, созданная, казалось, по любви, оказывается неподготовленной к жиз­ни; в какой-то степени их любовь стала причиной гибели Юрия, за Судьбу которого несут ответственность многие участники этой драмы.

Ананьев значительное внимание уделяет судьбе после­военного поколения, испытавшего страшные последствия войны: сиротство, одиночество и многие другие духовные драмы.

В последних книгах автор сильнее подчеркивает отри­цательные черты Наташи Коростылевой: эгоизм, тщесла­вие, отсутствие привычки к повседневному труду.

Художественно-документальные произведения А. Ада­мовича и его соавторов «Я —• из огненной деревни», «Бло­кадная книга» оказали непосредственное воздействие на творчество белорусской писательницы Светланы Алексие- вич, которая собрала многочисленные рассказы женщин — участниц войны: санитарок, разведчиц, связисток, парти­занок, подпольщиц — и создала произведение «У войны — не женское лицо» (1984). В этой книге прослеживаются женские судьбы в годы войны и после ее окончания. Автор показывает, что геройский подвиг женщин в войне не сразу был оценен по заслугам. Много было обывательского, несправедливого отношения к тем, кто вместе с мужчинами вынес все тяготы войны, приближая час победы, и в после­военные годы.

На VIII съезде писателей СССР отмечалось, что, празднуя сорокалетие Победы над фашизмом, писатели многонациональной литературы в произведениях на эту святую для нашего народа тему выразили обостренно- гуманистический пафос, созвучный нашему времени. При этом выделялись произведения белорусских писателей: повести героико-трагического звучания В. Быкова, философско-публицистическая — А. Адамовича, лириче­ские воспоминания П. Панченко, документальные книги С. Алексиевич. Отмечались произведения и многих других писателей, в которых отражение героического подвига народа сочеталось с проблемами послевоенной действи­тельности. Это романы И. Стаднюка, О. Смирнова, повести В. Кондратьева, В. Субботина, Е. Ржевской.

К годам войны обращается Д. Гранин в повести «Еще заметен след» (1984). В Ленинград приезжает пожилая женщина Жанна и разыскивает инженера Дударева, кото­рый был однополчанином ее умершего друга Сергея Волко­ва. Жанну никогда не покидало чувство вины перед Сергеем, и она хочет все узнать о нем, восстановить его облик, снова почувствовать его незаурядность, необыч­ность, доброту.

Автор сумел через письма людей, знавших Волкова, рассказы о нем воссоздать облик человека исключительной добросовестности, духовной чистоты, самостоятельного мышления, с чувством ответственности перед людьми, с сознанием необходимости трудиться на благо Родины и народа.

Внимание читателей привлекли повести «Так было» В. Кожевникова, «Навеки девятнадцатилетние» Г. Бакла­нова, «Сашка» В. Кондратьева.

Эти повести — о наступлении наших войск, которое изображено отнюдь не как триумфальное шествие, а как трудный, тернистый, кровавый путь к победе.

Кожевников пишет о том, как изможденные до предела, изнуренные бойцы шли по болотистой топи в облепленных грязью шинелях и были похожи на скорбные видения, восставшие из братских могил. И шли они не затем, чтобы преодолеть эти топи и заслужить отдых, нет, они шли, чтобы без промедления вступить в бой, и этот бой для иных мог быть последним. Это знал каждый. Но они шли, выполняя долг перед Родиной, перед народом, они шли потому, что сознавали необходимость этого пути, в конце которого сияло солнце долгожданной победы.

Внимание Григория Яковлевича Бакланова (род. в 1923 г.) привлекает внутренний мир героев, которые воюют не потому, что у них свои особые счеты с гитлеровцами, а потому, что идет война и не воевать невозможно.

Особое место в повести занимает образ лейтенанта Третьякова. Он четко выполняет любые приказания ко­мандира батареи. Неимоверных усилий стоило «взять высотку», но это было выполнено, а Третьяков получил тяжелейшее ранение. Полгода он был в госпитале и снова вернулся в свою батарею.

Третьяков воюет осмысленно, понимая, что «двигать историю по ее пути — тут нужны усилия всех... Сделать доброе дело для всех — тут многое нужно». Третьякову ничто человеческое не чуждо. У него много друзей, есть любимая девушка, воюет он самоотверженно и погибает в неравной схватке с прорвавшимися танками. Девятнад­цатилетними остались навеки Третьяков и его ровесники в памяти родных, близких, в памяти народа.

Близок Третьякову Сашка из одноименной повести Вячеслава Леонидовича Кондратьева (род. в 1920 г.). Эта повесть — первое произведение писателя, но написана она рукой зрелого мастера и сразу получила высокую оценку. К. Симонов писал: «Образ Сашки — художественное от­крытие автора, и, несмотря на свои двадцать лет, он воплощает в себе черты человека идейного и несгибаемого во взглядах, дерзкого, храброго, справедливого, неуныва­ющего. Такой образ советского солдата, действующего в самых тяжелых условиях войны и не теряющего на ней ни своих принципов, ни своей человечности, кажется мне существенным приобретением нашей современной военной прозы...»

Сашка видит великое горе, которым охвачена страна, встречается с ожесточением, несправедливостью, под­лостью, но, несмотря на все испытания, не теряет чело­вечности, доброты, отзывчивости. Незлобивость Сашки, способность не падать духом в любых обстоятельствах переданы автором живо и убедительно.

Большое внимание в современной прозе уделяется человеку труда. В романе Александра Андреевича Проха­нова (род. в 1938 г.) «Место действия» (1980) показано наступление строителей нефтекомбината на сибирскую тайгу. Основной конфликт — это столкновение строителей с жителями древнего сибирского городка Николо-Ядрин- ска, славного своими историческими и революционными традициями.

Большой интерес представляет спор генерального ди­ректора нефтекомбината Пушкарева с местными журнали­стами. Влюбленные в свой городок и край, журналисты доказывают Пушкареву, что в городке много исторических памятников и реликвий: здесь и церкви сибирского ба­рокко, и библиотеки со старинными рукописными книгами. В годы войны полгорода ушло воевать, а в городе снаря­жали караваны судов, Ленинград и Мурманск кормили, а теперь все леса, все ягодники вырубили — бетонки по ним пустили. Жителей тревожит судьба Иртыша.

Утверждая необходимость строительства, А. Проханов в то же время выступает борцом за сохранение природы. Этой теме посвящены и многие произведения литератур народов СССР.

Ю. Акобиров в романе «Нурек» (1978) отражает начальный этап строительства Нурекской ГЭС. Комсо­мольский активист Азид Шорифов говорит о беспокойстве стариков, которые переживают, что под водой останутся тысячелетние кладбища, а также Туткаул — древнейший кишлак, через который проходил шелковый путь, где были и караван-сарай, и другие достопримечательности.

В романе Р. Валеева «Земля горцев» (1979) ситуация, схожая с изображенной в романе А. Проханова: малень­кий городок, стройка. Начальник строительства Салтыков мечтает на месте этого «плоского городка» создать совре­менный город с многоэтажными зданиями, где вместо тридцати тысяч населения будут проживать триста тысяч.

Столичный журналист Женя Доброхотов понимает Салтыкова. Но маленький городок хранит историю многих поколений. Журналист Рустам, от имени которого ведется повествование,— житель этого городка; здесь жили его деды и родители, в городке не все было хорошо, но он живет в его сердце. Валеев не осуждает строителей и ста­рожилов городка. Писатель смотрит на создавшуюся ситуацию трезво, отмечает правоту строителей и старожи­лов и их заблуждения.

Проза, посвященная минувшей войне и трудовым свер­шениям народа, имеет огромное воспитательное значение. Герои ее служат примером для подражания.

Создано много произведений о школе, учителях, о фор­мировании человека в семье, о становлении личности в на­шем обществе. К ним относятся роман В. Тендрякова «За бегущим днем» (1959), его повести «Чудотворная», «Ве­сенние перевертыши», «Ночь после выпуска», «Расплата».

В связи с проведением реформы школы вопросы воспи­тания и формирования подрастающего поколения получи­ли особо актуальное значение. С. Михалков отмечал, что важнейшим моментом реформы является усиление трудо­вого и эстетического воспитания, художественного образо­вания. Поэтому одна из основных задач литературы и искусства — способствовать духовному и гражданскому мужанию.

Проблема воспитания — основная в повести В. Каве­рина «Загадка» (1984). Главная героиня — опытный педа­гог Галина Петровна — вдруг начинает понимать, что не так хорошо знает жизнь и внутренний мир учеников, как ей казалось раньше. Многие старшеклассники представляют для нее загадку, и ей необходимо постигать заново «не­названную жизнь» своих учеников.

Привлекла внимание читателей повесть В. Железнико- ва «Чучело». Созданный на ее основе фильм вызвал горя­чие споры.

Проблемам воспитания посвящены повести А. Алекси­на «Безумная Евдокия», Н. Соломко «Если бы я был учителем», Г. Пряхина «Интернат».

В 70—80-е годы пришли в литературу писатели, чьи произведения получили признание. К их числу относятся Александр Проханов, Валерий Гейдеко, Владимир Крупин и др.

Полюбились читателю произведения Владимира Нико­лаевича Крупина (род. в 1941 г.). Широкой популярностью пользуются его повести «Живая вода», «Сороковой день», «Варвара», «Ямщицкая повесть». Место действия боль­шинства повестей и рассказов В. Крупина — родная Вят­ская земля. Любовью к деревне, ее жителям В. Крупин родствен В. Астафьеву, В. Белову, В. Распутину.

В творчестве Крупина удивительно сочетается прошлое и настоящее, реальная основа с элементами фантастики («Живая вода»). Его произведения написаны образным, ярким, красочным народным языком. В них много посло­виц, поговорок, афоризмов. В ряде его произведений показан величественный и суровый образ матери. Осо­бенно колоритен образ современной женщины-матери в по­вести «Варвара». По жанру — это повествование в расска­зах. Варвара в коротких новеллах рассказывает о своей жизни. Большое место занимают рассказы о военном лихолетье, о том, как, проводив мужа на фронт, она одна подымает пять человек детей, работает не покладая рук в колхозе, и с семьей управляется, и детей настоящими людьми растит.

Варвара спорит с народными пословицами: «Говорят, в семье не без урода. Как это так, чтобы урод в семье, если следишь? И еще одна поговорка народная: с маленьким горе, с большим вдвое. Какое с большими горе, если голова у них верно приставлена? Как вырастишь, так и ответят».

Героиня Крупина, вспоминая прошлую жизнь в семье, где было восемнадцать человек, утверждает, что жизнь с каждым годом становится легче. Нашим отцам было трудно нас растить, нам уже детей подымать было легче, а нашим внукам еще легче будет — так думает Варвара. «Кругом машины,— замечает она. — Чего только техника не вытворяет!.. Эх! Не дожил до этого отец мой. Он бы по­радовался технике. Он на сеялки не мог насмотреться: всю жизнь из лукошка сеял. Неделю до электричества не до­жил. Уже все село проводами опутали».

Варвара, Кирпиков («Живая вода»), Прон Толмачев («Ямщицкая повесть») и герои других произведений Кру­пина — люди, вышедшие из народа. Они никогда не отде­ляют своей судьбы от судьбы народа, поэтому и являются носителями народной мудрости. Все они честные тружени­ки и верят в то, что нет силы на земле, которая могла бы сокрушить народ. Они не только занимают активную жиз­ненную позицию, но и осмысляют жизнь, утверждая ее красоту в настоящем, и выражают веру в светлое будущее своего народа.

Одной из существенных особенностей современной литературы является повышенный интерес к истории.

В последние годы был опубликован ряд исторических произведений, созданных представителями многонацио­нальной советской литературы. К ним относится повесть Д. Балашова «Господин Великий Новгород» (1967), его романы «Марфа-посадница» (1972), «Великий стон» (1979), П. Загребельного «Диво» (1968), «Первомост» (1972), «Евпраксия» (1975), «Смерть в Киеве» (1978), «Роксолана» (1979).

К историческим темам обращаются писатели А. Алимжанов, А. Нурпеисов, Ч. Амирэджиби, Ю. Трифонов и др.

Сибирь, ее революционное прошлое стали темой про­изведений Георгия Мокеевнча Маркова (род. в 1911 г.) «Строговы» (1948), «Соль земли» (1960), «Отец и сын» (1962). Наиболее значительным произведением стал роман «Сибирь» (1973).

Писатель создает образ Ивана Акимова — пламенного революционера и ученого, влюбленного в Сибирь, мечтаю­щего об освоении ее несметных природных богатств.

Описывая деятельность большевички Кати Ксенофон- товой, писатель создает образ женщины с героическим характером, связавшей свою судьбу с революцией и твердо верящей в ее победу. В характере Кати раскрываются черты подлинной революционерки, которая делает все, чтобы выполнить задание партии.

В романе изображены быт и нравы Сибири, запоминаю­щиеся картины сибирской природы. Писатель показал рост революционного сознания народа, растущую ненависть к угнетателям. Герои романа связывают с революцией надежду на процветание Сибири, на использование ее природных богатств народом.

К изображению событий революционного движения народа и деятельности В. И. Ленина в различные периоды его жизни обращаются М. Шагинян, М. Прилежаева, Е. Драбкина, С. Дангулов, С. Сартаков, А. Коптелов и др.

Истоки роста революционного сознания народа писате­ли видят еще в древних эпохах, когда народ поднимался на борьбу с вражескими иноземными завоевателями. В этом плане большой интерес представляет роман-эссе В. Чиви­лихина «Память» (1982). В нем глубоко и последовательно показана военно-тираническая деятельность Чингисхана и его преемников.

600-летие Куликовской битвы отмечалось как знамена­тельное событие в истории нашей страны, как битва, которая положила начало освобождению Руси от ордын­ского ига. Писатели многонациональной советской литера­туры в предверии 600-летия Куликовской битвы обраща­ются к теме ордынского нашествия. Так, П. Загребельный в романе «Первомост» (1972) отразил начало ордынского нашествия на Киев. Полчища хана Батыя нахлынули на столицу Руси. Киев был сожжен и потоплен в крови его героических защитников. Герои романа — простые люди, которые охраняли мост через Днепр и, когда полчища врагов хлынули на город, подожгли мост.

Куликовской битве посвящены романы В. Возовикова «Поле Куликово» (1982), В. Лебедева «Искупление» (1982), В. Макарихина «Дикое поле» (1980), Б. Дедюхина «Чур меня» (1982).

Обращение к этой теме свидетельствует о страстном интересе советских писателей к историческому прошлому Родины, которое осмысляется ими как связь времен и наро­дов, как отражение героической души народа, высту­пившего против завоевателей и угнетателей.

Интерес к недавнему прошлому народа характерен для Петра Лукича Проскурина (род. в 1928 г.). Широкий охват действительности, яркие образы отличают его произведе­ния «Горькие травы» (1964), «Исход» (1966). Большую известность получили романы «Судьба» (1972), «Имя твое» (1978). В центре этих произведений — жизнь страны в предвоенные годы, события Великой Отечественной вой­ны, послевоенная действительность.

Проскурина интересуют люди нелегкой судьбы, кото­рые упорно и настойчиво ищут свое место в жизни. Его герои не исключительны: они воплощают в себе типичные черты народного характера. Большой интерес вызвал об­раз Захара Дерюгина. Это человек, рожденный после­октябрьской действительностью. Вожак по натуре, он становится хозяином новой жизни.

Близко Проскурину творчество Анатолия Степано­вича Иванова (род. в 1928 г.). Иванов соотносит со­временную действительность с историческим прошлым народа — «Повитель» (1958), «Тени исчезают в пол­день» (1963).

Роман «Вечный зов» (1970 — 1976) —эпическое про­изведение, в котором современная жизнь и людские судьбы связаны с прошлым народа, его историей. Действие романа начинается в период подготовки первой русской револю­ции, а завершается в конце 50-х годов. В произведении нашли отражение грандиозные исторические события ре­волюции 1905 года и Великой Октябрьской социалистиче­ской революции, гражданской войны и коллективизации, Великой Отечественной войны и послевоенных лет. Совре­менность воспринимается писателем как движение исто­рии, а его герои — активные участники исторических собы­тий.

Удачей является создание таких характеров, как пред­седатель колхоза Панкрат Назаров, секретарь райкома партии Поликарп Кружилин, чекист Яков Алейников.

Писатель запечатлевает сложности, порой и трагич­ность судеб людей из народа.

В романе много героев. Их судьбы показаны автором в соотношении с историческими событиями. Герои романа проходят через трудные испытания, и каждый обретает то место в жизни, которое заслужил, выстрадал. На судьбах отдельных людей автор показал исторические закономер­ности развития, утвердил веру в светлое будущее народа, выдержавшего огромные испытания на пути движения к новой жизни.

Так же как и классики литературы социалистического реализма М. Горький, В. Маяковский, Н. Погодин, совре­менные прозаики показывают многогранность характера В. И. Ленина, его глубокую связь с народом, историческую деятельность.

Существенный вклад в современную Лениниану внесла Мариэтта Сергеевна Шагинян (1888 — 1982). Ее перу принадлежит ряд произведений о Ленине: роман-хроника «Семья Ульяновых» (1957), «Первая Всероссийская» (1965), очерки-этюды «Четыре урока у Ленина» (1968).

М. Шагинян раскрывает огромный талант родителей Ильича в воспитании своих детей, которые получили в семье заряд трудолюбия, любви к наукам, к жизни, к лю­дям. Родители сумели привить детям взаимное уважение, любовь, творческое начало в отношении к труду, умение критически осмыслять современную действительность.

Критика определяет произведения Шагинян как прозу повышенной документальности. Наиболее ярким примером художественного осмысления документа являются очерки «Четыре урока у Ленина».

М. Шагинян показывает Ленина как пламенного орато­ра, умеющего располагать аудиторию, его партийную убежденность, страстность, непримиримость к своим про­тивникам. Ленин в изображении Шагинян — глубокий, вдумчивый ученый, автор фундаментальных трудов.

В произведениях Шагинян описаны необыкновенно трогательные, внимательные отношения Ленина и Круп­ской, их взаимопонимание, умение самозабвенно трудиться и интересно отдыхать.

Савва Артемьевич Дангулов (род. в 1912 г.) в романе «Дипломаты» (1966) отразил сложнейшее время заключе­ния Брестского мира. Писатель показал прозорливость В. И. Ленина, его борьбу за прекращение войны и заключе­ние очень тяжелого для России, но необходимого Брестско­го мира.

В романе раскрывается сущность и глубина ленинской мысли, ее историческое и философское содержание. Ленин­ская деятельность в различные исторические периоды нашла отражение в последующих произведениях С. Дангулова — «Кузнецкий мост» (1979) и «Заутреня в Рапалло» (1980).

Если домашнее задание на тему: " Недостатки и проблемы произведений 60-70-х годовШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.