Наука и культура периода развитого социализма



В период развитого социализма культурная периода развитого революция поднимается, на новый этап, социализма Главная задача этого процесса — формирование нового человека, всесторонне развитого, сознательного строителя коммунизма.

Коммунистическая партия, Советское правительство уделяют посто­янное внимание развитию народного образования. Из года в год растет сеть школ, техникумов, профессионально-технических училищ. В стране успешно выполняется постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 1972 г. «О завершении перехода к всеобщему среднему обра­зованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной шко­лы». Это одна из важных, предпосылок дальнейшего социально-полити­ческого и экономического развития нашего общества по пути к комму­низму, роста социалистической сознательности и культуры трудя­щихся.

Пройдет немного времени, и в нашей стране не будет ни единого человека, не имеющего среднего образования. Общество будет состоять из высокообразованных, культурных людей, сознающих до конца свой высокий долг строителей коммунизма. Какой разительный скачок от почти сплошной неграмотности, бывшей уделом трудящегося населе­ния царской России, ко всеобщему высшему и среднему образованию, осуществляемому в стране развитого социализма! Уже сегодня больше 60% рабочих промышленности и больше половины работников сельско­го хозяйства имеют высшее и среднее образование. К концу 1980 г. численность населения с высшим и средним (полным и неполным) об­разованием составила 146 млн. человек. Такое образование имели 83% занятого населения. Это огромная победа нашего общества!

Постоянно заботясь о развитии высшей школы, ЦК КПСС и Совет Министров СССР в июле 1972 г. приняли постановление «О мерах по дальнейшему совершенствованию высшего образования в стране». В нем поставлена задача направить усилие высшей школы на повышение ка­чества подготовки кадров для народного хозяйства, науки и культуры в соответствии с требованиями научно-технического прогресса. Партия и правительство требуют от высшей школы, чтобы ее воспитанники в совершенстве владели основами марксистско-ленинской науки, имели глубокую теоретическую и профессиональную подготовку, чтобы им бы­ли присущи высокие моральные качества, умение работать с людьми, общественная активность, последовательность в проведении политики партии. Постановление подчеркивает конкретные пути совершенствова­ния высшей школы, в нем выражается уверенность, что все работники институтов, университетов, все советское студенчество внесут достойный вклад в дело строительства коммунизма в нашей стране.

Высшая школа растет с каждым годом. В дореволюционной России было 105 высших учебных заведений с общей численностью обучающих­ся 127 тыс. человек. После Октябрьской революции в 1940 г.— 817 вузов с контингентом 812 тыс. человек, в 1978 году — 866 вузов, а число сту­дентов составило 5110 тыс. человек. Только в 1980 г. из стен высших и средних специальных учебных заведений страны вышло 10 млн. спе­циалистов.

Научно-техническая революция, происходящая в наше время, тре­бует ускоренного развития науки, увеличения эффективности научных знаний, все более тесной их связи с практикой, производством. Ведь темпы роста экономики в значительной степени зависят от темпов на­учных исследований. И советская наука верно служит задачам комму­нистического строительства, она все больше становится продуктивной силой общества. Ни одна страна мира не имеет такого количества уче­ных, как СССР. В нашей стране научных работников в 1980 г. насчиты­валось 1,4 млн. человек. Каждый четвертый в мире ученый — гражда­нин Страны Советов. Все союзные республики имеют свои Академии наук.

Однако дело не только и не столько в количественных показателях. Советская наука завоевала огромный международный авторитет своими выдающимися достижениями. Значительны ее успехи в применении атомной энергии для мирных целей. Уже в 1954 г. в СССР была пере- • дана в эксплуатацию первая в мире атомная электростанция, в после­дующие годы вступили в строй ряд других, значительно более совер­шенных и мощных атомных электростанций — Нововоронежская, Белоярская, Димитровградская и др. На Украине сооружена одна из круп­нейших — Чернобыльская. Большая заслуга в развитии ядерной физи­ки и создании атомной техники принадлежит одному из выдающихся ученых-атомщиков — трижды Герою Социалистического Труда акаде­мику И; В. Курчатову.

Много нового в мировую науку внесли советские ученые, работающие в области лазерной техники, математики, электроники, металлургии, ракетной техники, самолетостроения и в других областях науки и тех­ники. Можно без преувеличения утверждать: ни одна из них не разви­вается без плодотворного участия советской науки.

Настоящим триумфом советской науки и техники являются сверше­ния в области освоения космоса. Именно советские ученые, инженеры, конструкторы, рабочие открыли миру утро космической эры.

4 октября 1957 г. в Советском Союзе был осуществлен запуск пер­вого в мире искусственного спутника Земли. 9 января 1959 г. был успешно завершен запуск космической ракеты, ставшей первой искус­ственной планетой Солнечной системы, в сентябре 1959 г. впервые в мировой- цивилизации советский космический корабль достиг Луны и оставил на ее поверхности вымпел с гербом СССР. Штурм космоса продолжался, и 12 апреля 1961 г. впервые в неизведанные дали кос­моса устремился человек, славный сын советского народа коммунист Юрий Гагарин.

Через четыре месяца советский космонавт Герман Титов осущест­вил второй космический полет. Через год в космос поднялись одно­временно два корабля, пилотируемые Андрианом Николаевым и Пав­лом Поповичем. За ними все новые советские герои прокладывали пути в космосе, среди них — первая женщина-космонавт, любимая народом Чайка — Валентина Терешкова. Первую дорожку на Луне проложил советский «Луноход-1». Советский Союз первым начал полеты к пла­нетам Солнечной системы. Космические аппараты все шире использу­ются при решении практических задач в области связи,;разведки недр, метеорологии и т. д.

У истоков этих выдающихся достижений советского народа рядом с основоположником космонавтики К. Э. Циолковским стоял выдающий­ся ученый современности С. П. Королев, которого советские люди зна­ли как «Главного конструктора».

В монолитных рядах советских ученых идут и ученые УССР. Они вносят значительный вклад в науку нашей великой Родины. Среди правофланговых науки украинские кибернетики из института им. ака­демика В. М. Глушкова, научные работники возглавляемого президен­том АН УССР Б. Е. Патоном Института электросварки, который извес­тен далеко за пределами нашей страны. Всеобщее признание завоевали также украинские ученые в других областях знаний.

Выдающихся успехов в период развитого социализма достигла культура нашей страны. Художественная творческая интеллиген­ция — писатели, художники, деятели кино, театра стремятся к прав­дивому и глубокому воспроизводству средствами искусства современ­ности, созданию ярких образов героев нашего времени — передовых советских людей, с присущими им чертами коммунистического буду­щего.

Партия указала в своей Программе, что магистральной линией в развитии литературы и искусства является правдивое и высокохудо­жественное отражение богатства и разнообразия социалистической действительности, вдохновенное и яркое воспроизводство нового, по настоящему коммунистического, и разоблачение всего того, что ме­шает движению общества вперед. Советские художники отдают все силы, талант, горение души и сердца осуществлению этой задачи.

Партия и правительство высоко оценивают творческий труд деяте­лей культуры и искусства. Звание Героя Социалистического Труда присвоено Н. Тихонову, М. Шолохову, К- Федину, П. Тычине, М. ‘Гур- сун-заде, А. Корнейчуку, Л. Леонову, О. Гончару, М. Стельмаху, Е. Ву- четичу, С. Коненкову, А. Суркову, М. Исаковскому, С. Герасимову, Д. Шостаковичу, Л. Ревуцкому и многим другим.

Приумножают славу советского искусства не только профессиональ­ные художники. Миллионы представителей самодеятельного искусства несут его в самую гущу народных масс.

Одной из характерных черт развития многонациональной культуры и искусства в период развитого социалистического общества является взаимообогащенне и сближение культур народов СССР. В нашей стра­не сформировалась передовая советская культура, являющаяся вели­кой ценностью всех социалистических наций и народностей страны. Идет процесс интернационализации, охватывающий все стороны куль­турной жизни народов, создается новая культура коммунизма, впиты­вающая в себя высшие достижения культуры и искусства народов на­шей страны, всех народов мира.

Огромную роль в этом плодотворном процессе играет повсеместное распространение русского языка, языка межнационального общения, языка, при помощи которого народы нашей страны широко знакомятся с достижениями мировой культуры.

Таким образом, расцвет советской культуры и искусства, их на­родность, сближение и взаимообогащение национальных культур — закономерность развития общества, строящего коммунизм.

Если домашнее задание на тему: " Наука и культура периода развитого социализмаШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.