Научно-популяризаторская деятельность Кантемира



Выдающийся поэт-сатирик, гневно обличавший реакционные стороны жизни современного ему русского общества, Кантемир выступал как убежденный и активный просветитель. Замечательным выражением этого просветительства является также и его научно-популяризаторская деятельность.

Кантемир сопровождает текст не только переводных, но и своих оригинальных стихов обильнейшими примечаниями, кото­рые образуют своего рода энциклопедию знаний в самых различ­ных областях. Кантемир объясняет в них русскому читателю закон всемирного тяготения, разницу между системами Копер­ника и Птолемея; рассказывает, что представляет собой компас, «микроскопиус» и т. п., дает сведения о жизни и деятельности ученых, философов, писателей — Пуфендорфа, Декарта, Буало и др.; растолковывает мифологические имена, стихотворные тер­мины, научные и философские понятия и тут же попутно поясняет такие новинки домашнего стола, как чай и кофе. Чрезвычайно велика роль Кантемира в деле создания основ нашего научного и философского языка «Мы до сих пор недостаточны в книгах филозофских, потому и в речах, которые требуются к изъяснению тех наук» (т. е. физики и астрономии),— писал Кантемир в преди­словии к переводу книги Фонтенеля. Свой перевод он старался сделать как можно более общедоступным языком. Иностранные слова он употреблял только в случае отсутствия «своих равносильных» (в частности, именно он ввел термин «ма­терия»), но и тут старался найти им русские соответствия. Так, вводя в наш язык новое слово «идея», он тут же предлагает пере­дать его словом «понятие».

Незадолго перед смертью, в 1742 г., Кантемир написал и ори­гинальный философский трактат «Письма о природе и человеке». Подробное рассмотрение этого трактата дано в «Истории русской общественной мысли» Г. В. Плеханова. «Как ни слабы доводы, выдвигаемые Кантемиром в своих философских письмах,— заме­чает Плеханов,— они заслуживают нашего внимания... потому, что очень многие из тех вопросов, которые стремился, хотя и без успеха, решить Кантемир, не переставали занимать русских про­светителей до Чернышевского и Добролюбова включительно». Замечание это весьма знаменательно. Если Белинский начинает с Кантемира родословную русского критического реа­лизма, Плеханов, как видим, начинает с него же родословную передовой русской философско-общественной мысли.

Если домашнее задание на тему: " Научно-популяризаторская деятельность КантемираШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.