Народы Кавказа в первой половине 19 века



Народы Грузии, Армении, Азербайджана на рубеже XVIII и XIX вв. были объектами борьбы между Ираном и Турцией. Частые втор­жения турецких и иранских феодалов на тер­риторию Закавказья сопровождались разорением и истреблением насе­ления. Захваченное в плен население продавалось на невольничьих рынках Малой Азии. Тягостными для народа Закавказья были фео­дальная раздробленность и внутренние феодальные усобицы. На тер­ритории Азербайджана к концу XVIII в. насчитывалось около 15 ханств. Существование таможенных преград между ханствами, наличие раз­личных денежных систем и мер веса, пережитки патриархальщины и междоусобные войны препятствовали развитию производительных сил.

В обстановке постоянной внешней угрозы местные владетели Закавказья стремятся к установлению союза с Россией, ищут ее покрови­тельства и добровольно переходят к ней в подданство.

Грузинские князья неоднократно обращались за помощью к русско­му правительству. Укрепление русско-грузинских отношений во второй половине XVIII века привело к заключению в 1783 г. Георгиевского трак­тата, по которому над Восточной Грузией устанавливался протекторат России. В 1801 г. эта территория Грузии добровольно присоединилась к России. Из русских чиновников и представителей грузинской знати царизм создал «Верховное грузинское правительство». В начале XIX века в состав Российской империи стала включаться и территория Западной Грузии: в 1803 г.— Менгрелия, в 1804 г.— Имеретия, в 1810 г.— Аб­хазия.

Иранские и турецкие феодалы не мирились с тем, что их владыче­ству в Закавказье приходит конец. Войнами против России Иран и Тур­ция пытаются восстановить свое господство в Закавказье. В результате русско-иранской войны 1804—1813 гг., закончившейся Гюлистанским миром, Иран отказался от своих притязаний на Северный Азербайд­жан, Восточную Грузию и Дагестан. Эти территории отошли к России. Иран терял право держать военные суда в Каспийском море. В 1826 г. спровоцированный английским правительством иранский шах вторгся с огромной армией на территорию Закавказья. Война длилась полтора года. В русских войсках активно действовали грузины, армяне и азер­байджанцы. Война закончилась в 1828 году Туркманчайским договором, текст которого составил глава русской мирной делегации, известный русский писатель и дипломат А. С. Грибоедов. Согласно договору, Иран отказывался от всех притязаний на Северный Азербайджан, уступал России Ереванское и Нахичеванское ханства. К России была присо­единена вся Восточная Армения. Более 40 тыс. армян из Ирана и 90 тыс. из Турции переселились на присоединенную к России территорию. На­селение Западной Армении и Южного Азербайджана оставалось под властью Турции и Ирана. Русско-турецкая война завершилась Адрианопольским договором, в результате которого было завершено присоединение к России основной территории Закавказья, и который знаменовал значительное ослабление турецкого ига над балканскими наро­дами.

В связи с введением на Кавказе общероссийской системы управле­ния царское правительство создало в 1845 г. особый междуведомствен­ный орган — Кавказский комитет, в котором решались все вопросы, связанные с административным устройством и экономическим освоени­ем Закавказья. Эта территория рассматривалась как сырьевая база российской промышленности, и поэтому всячески поощрялось выращи­вание хлопка, табака, винограда. Одностороннее развитие плодоводст­ва, шелководства, виноделия без промышленной переработки сырья на месте придавало экономике Закавказья колониальный характер.

Несмотря на колониальную политику царизма, присоединение ос­новной территории Закавказья к России имело огромное прогрессивное значение. Это был единственный путь избавления народов Закавказья от опустошительных вторжений турецких и иранских ассимиляторов. Включение Закавказья в экономическую жизнь России, вступавшей на путь капитализма, способствовало развитию производительных сил. Экономическому прогрессу содействовала также ликвидация политиче­ской раздробленности. Укрепились боевое содружество и дружеские связи народов России с народами Закавказья. Благотворное влияние на мировоззрение и деятельность передовой грузинской, армянской, азербайджанской интеллигенции оказывали демократические и рево­люционные деятели России. Укреплялись культурные связи народов Закавказья с народами России. После присоединения Закавказья к России горные области Кавказа, оставаясь фактически независимы­ми, превратились в барьер, отделяющий Грузию, Армению и Азербайд­жан от России. Это затрудняло оборону южных границ России и раз­жигало реваншистские намерения Турции и Ирана. Утверждение гос­подства на Кавказе входило в экспансионистские планы Англии.

Царское правительство начало планомерное продвижение вглубь территории горских народов. По Гюлистанскому договору 1813 г. Да­гестан был присоединен к России, что прочно оградило его народы от иноземных нашествий. Однако колониальная политика царизма вызы­вала стихийные выступления горцев. Русские войска окружали горные области сплошным кольцом, в малодоступных лесных районах рубили широкие просеки, разрушали непокорные аулы и постепенно продвига­лись вперед. Расширение колонизации Северного Кавказа и жестокость завоевательной политики царизма вызывали стихийные массовые вы­ступления горцев.

Народности, населявшие горные районы Дагестана, Чечни, Адыгеи, переживали в это время период разложения патриархально-родового строя и становления феодальных отношений. Крестьяне находились в феодальной зависимости от горских феодалов.

Однако, несмотря на отсталость общественных отношений и прими­тивный характер земледелия, народы Кавказа продолжительное время успешно защищались от царских войск.

Вначале антиколониальное движение горских пародов возглавляли местные феодалы, а потом деятели мусульманского духовенства, при­дав ему религиозную оболочку мюридизма, основным лозунгом кото­рого был «газават» — священная война против неверных.

Религиозно-политическое учение мюридизма стало идейным ору­жием мусульманского духовенства и националистической верхушки горского общества. Главной идеей мюридизма было объединение всех мусульман во имя истребления «гяуров» («неверных»). Идеология мю­ридизма была направлена на разжигание фанатической ненависти к русским, к немусульманам, на консервацию отсталых форм общест­венного устройства. Движение под лозунгами мюридизма быстро рас­ширялось и приобретало массовый характер. Некоторые народы (осе­тины, кабардинцы и др.) не присоединились к этому движению.

С 1834 г. борьбу горцев против царских войск возглавил проповед­ник мюридизма, глава духовной и светской власти имам Шамиль. Руководитель горцев отличался выдающимися организаторскими способ­ностями и принадлежал к числу образованнейших людей среди мусуль­ман своего времени. Благодаря поддержке духовенства и крестьян, Шамиль вел успешную борьбу не только против царских военачальни­ков, но и против феодалов-горцев. Освободительная борьба против ко­лониальной экспансии царизма сочеталась с выступлениями против местных феодалов. Одержав ряд побед, Шамиль объединил горские племена и создал своеобразное военно-теократическое государство гор­цев — Имамат, в котором пользовался неограниченной деспотической властью. Все было подчинено интересам войны. На территории Има­мата, которая включала почти всю Чечню и Дагестан, во главе воен­но-административных областей были поставлены наместники — наибы. Особое внимание обращалось на организацию армии и производство пороха.

Образование Имамата ухудшило положение трудящихся масс. На­ибы превращались в корыстолюбивых крупных феодалов, которые угнетали крестьян и стремились захватить больше скота и земель. Не­которые из них вели тайные переговоры с Россией. Огромные военные расходы, хозяйственная разруха приводили к массовому голоду.

Борьбу кавказских горцев против царских войск пытались исполь­зовать в своих экспансионистских целях Турция и Англия, снабжавшие наибов деньгами и оружием. Однако все попытки заставить горцев принять участие в Крымской войне успеха не имели. Имамат поддер­живал внешнеполитические связи также с Ираном.

Государственная система, созданная Шамилем, дала возможность горцам некоторое время успешно вести неравную борьбу за свою не­зависимость, но в недрах этой организации таились глубокие социаль­ные противоречия. Превращение Шамиля и его соратников в крупных феодалов, жестоко эксплуатировавших население, лишило его поддерж­ки крестьянства. Враждебно были встречены связи Шамиля с англо- турецкой агентурой. Начались восстания против наибов, сужалась со­циальная база движения. Многие аулы отходили от Шамиля, террито­рия Имамата заметно уменьшалась. В результате Шамиль стал те>. петь одно за другим поражения.

В 1859 г. царские войска окружили Шамиля и оставшихся верными ему 400 мюридов в ауле Гуниб. Шамиль сдался в плен; его доставили в Петербург, а затем сослали в Калугу.

В 1864 г. прекратили сопротивление племена и народности Северо-Западного Кавказа. Часть племен царским правительством принуди­тельно была переселена в Турцию.

Присоединение Чечни, горного Дагестана и Северо-Западного Кав­каза к России было проведено военно-феодальными методами, свойст­венными колониальной политике царизма. Вместе с тем вхождение на­родов Кавказа в состав России имело прогрессивное значение. Оно пред­отвратило поглощение их Турцией или Ираном. Экономика Кавказа втягивалась в систему всероссийского капиталистического рынка, уско­рилась ломка патриархальной замкнутости, ликвидация патриархаль­ных пережитков — рабства, кровной мести. Борьба горских народов стала неразрывной частью борьбы всех трудящихся России против кре­постничества и самодержавия.

Если домашнее задание на тему: " Народы Кавказа в первой половине 19 векаШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.