logo

Народная сатира и публицистика

Сатирические обличения помещиков-трутней и крепостниче­ского угнетения и произвола в журналистике конца 60-х — начала 70-х годов (в особенности в «Трутне» и в «Живописце») не были только выражением гуманной настроенности самого Новикова и некоторых его сотрудников. С этими обличениями проникал в ли­тературу голос закрепощенного крестьянства. Отражали они и реальное положение дел в стране. Достаточно напомнить, что «Отрывок путешествия в***» и «Письма к Фалалею» появи­лись всего лишь за год до того, как вспыхнуло восстание Пуга­чева. Еще непосредственнее звучал голос закрепощенного кре­стьянства в устном, а подчас и письменном народном творчестве.

Естественно, что существеннейшей чертой народного творче­ства этого периода также является его резкая сатирическая окрашенность. Еще раньше, начиная примерно с 30—40-х годов, в демократической читательской среде, уже грамотной, но еще мало обращавшейся к книге и питавшейся по преимуществу ру­кописной литературой, возникает особый интерес к произведениям сатирического рода. Снова переписываются (и, как обычно, со своими вариантами) такие популярные образцы русской сатиры XVII. в., как «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о куре и лисице», «Калязинская челобитная». Усиленно переписываются и сатирические произведения XVIIT в.: сатиры Кантемира, притчи Сумарокова. Наряду с этим возникают и новые произведения в сатирическом роде.


Уважаемые читатели!!! Если данная статья на тему: «Народная сатира и публицистика», вам пригодилось, то мы будем очень признательны если вы разместите ссылку на публикацию в своем блоге или социальной сети.