Начало творческого пути С.П. Залы­гина



Если для В. Астафьева характерна субъективно-лирическая открытость стиля, обнаженно-исповедальная тональность, предельная эмоциональная насыщенность, то творчество С. П. Залыгина представ­ляет иное направление. Его эволюция в 60—80-е годы сходна с тем, что было у Ю. Бондарева, а именно: дви­жение от социально-психологического романа и повести («Тропы Алтая», «На Иртыше», «Соленая Падь», «Юж­ноамериканский вариант») к эпико-философскому, фи- лософско-драматическому повествованию 70—80-х го­дов («Комиссия», «После бури», кн. 1, 2).

Начало творческого пути Сергея Павловича Залы­гина — 30-е годы. Однако широкая известность прихо­дит к нему после появления повести «На Иртыше» (1964). Это произведение стало не просто важной вехой в биографии писателя, но этапным моментом в истории послевоенной литературы (наряду с «Привычным де­лом» В. Белова). В повести изображены люди противо­речивых взглядов, занимающие разные жизненные и социальные позиции. Нет в Крутых Луках ни Давы­дова, ни Нагульнова. Вместо них — демагоги низового звена: Митя-уполномоченный, Корякин, который с «за­крытыми глазами» может определить, кто бедняк, кто середняк, а кто и кулак, «Ю-рист», озабоченный тем, чтобы подвести под дело «классовую базу». Степан Чаузов мыслит сложнее. Его образ в чем-то существен­ном дополняет традиционное представление о середня­ке. Хотя он первым вступает в колхоз, он не спешит опережать жизнь: «Дайте мужикам подумать». Но ду­мать им было не положено. Как говорит Нечай: «Указ­чиков мужичьей жизни премного народилось».

В повести о путях и способах социалистического преобразования деревни поставлены важные проблемы (и прежде всего — личность и народовластие), которые решены в рамках социально-психологического произве­дения.

В последующих романах С. Залыгин преимуще­ственное внимание уделяет исторической теме — «Соленая Падь», 1967 (борьба партизан с Колчаком в Сибири), «Комиссия», 1974 (конфликты и противоре­чия в далекой сибирской деревне начала революции, 1918 год), «После бури», кн. 1 —1980, кн. 2— 1985 (гражданская война и нэп). В критике даже воз­никло общее название для этого цикла — «Сибириада».

Писатель создает и произведения, посвященные се­годняшнему дню (повесть «Оська — смешной маль­чик», 1973; роман «Южноамериканский вариант», 1974; серию рассказов). Однако все его крупнейшие художе­ственные достижения связаны с осмыслением историче­ской тематики. Более того, именно в «Сибириаде» уг­лубленнее постигается и наша современность, ее стано­вые закономерности.

Если домашнее задание на тему: " Начало творческого пути С.П. Залы­гинаШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.