«На сотни эстрад бросает меня, на тысячу глаз молодежи» (Маяковский)



Ленинская мысль о том, что Страна Советов является примером государства нового типа, в котором навсегда уничтожена эксплуатация, а вместе с ней национальный гнет, с самого начала была близка Маяковскому. В со­ветской патриотической гордости — пафос всего после­октябрьского творчества поэта:

  • …главное в нас —
  • и это ничем не заслонится,
  • главное в нас, это — наша
  • Страна Советов, советская воля,
  • советское знамя, советское солнце.

Поездки по городам Советского Союза, выступления на предприятиях, в клубах, дворцах культуры, постоянные встречи с рабочими, служащими, студенческой молодежью были неотъемлемой частью творческой деятельности поэ­та: они одаряли его множеством ценнейших, живых впе­чатлений, помогали проверить на разной аудитории дей­ственность стиха, убеждали в важности своего труда, вселяли чувство творческого удовлетворения, радости бы­тия:

  • Пусть тот, кто Советам
  • не знает цену, со мною станет
  • от радости пьяным:
  • где можно еще
  • читать во дворце —
  • что?
  • Стихи!
  • Кому?
  • Крестьянам!

Поэт-трибун был частым и желанным гостем во всех городах нашей страны от Балтики до берегов Черного и Каспийского морей. В среднем, по подсчетам самого Маяковского, его слушало в год свыше 60 ООО человек.

В стране, еще только приступавшей к социалистическо­му строительству, Маяковский сумел увидеть ростки ново­го, утверждающегося, взглянуть на сегодняшний день из «третьей действительности».

Поэту удалось художественно проникновенно запечат­леть юный и прекрасный облик утра советской Родины, «громадье» наших планов, героику строительства.

  • Если в будущее крепко верится,—
  • это оттого, что до краев
  • изливается столицам в сердце
  • черная бакинская густая кровь.

Стихотворение «Баку» (1923), из которого взяты эти строки, как и написанные позже «По городам Союза» (1927), «Три тысячи и три сестры» (1928) и другие, помогало понять и наглядно представить, что богатство, силы каждой из советских республик, будучи слиты воедино, составляют несокрушимую мощь нашей многонациональной Родины.

В живом, непосредственном общении с трудящимися братских республик Маяковский зорко различал исторические, психологические и эмоциональные особенности, накладывающие отпечаток на характер культуры. В стихах, посвященных Украине и другим братским республикам, национальный быт, национальная жизнь образно раскрывались поэтом в революционном развитии, с точки зрения строительства социализма и перспектив движения к коммунизму. Так, в стихотворении «Долг Украине» (1926), искусно используя гоголевские строки и обращаясь к временам, когда «удалью и кровью Запорожская бурлила Сечь», Маяковский двумя-тремя штрихами создает определенный фон, напоминающий о природе Украины и ее свободолюбивом прошлом. Далекое прошлое, связанное с Сечью и запорожцами, с помощью поэтических контрастов и шутливых ассоциаций «сопрягается» с советской действительностью:

  • …проводов уздой
  • смирив Днепровье,
  • Днепр заставят
  • на турбины течь.
  • И Днипро
  • по проволокам-усам
  • электричеством
  • течет по корпусам.

Сопоставление прошлого с настоящим — характерная особенность и очерков Маяковского «Америка в Баку» (1926), «Рожденные столицы» (1927). Так, Маяковский с удовольствием воспроизвел в своем очерке слова бакинского поэта: «экзотика чадры», «синь тюркская» и прочие восточные сладости… — уже препятствие для нашей культуры — мы должны ориентировать ее на рабочего, на индустрию».

В стихах и очерках Маяковского выражается мысль, что в условиях советской власти культура становится достоянием всех народов нашей необъятной Родины:

  • Народы,
  • жившие въямясь в нужду, притершись
  • Уралу ко льду, ворвались в дверь,
  • Идя на штурм, на камень,
  • на крепость культур.

В стихотворениях «Нашему юношеству» (1927), «Ка­зань» (1928) и других Маяковский призывал к взаимообо­гащению культур. Он с огромным энтузиазмом подчерки­вал, что только в условиях советской действительности созданы подлинные условия для развития межнациональных языков, которое доступно в наше время каждому, но для этого вам понадобиться время и упорство для достижения максимального результата:

  • Используй,
  • кто был безъязык и гол, свободу советской власти.
  • Ищите свой корень и свой глагол, во тьму филологии влазьте.
  • …Но нету места злобы мазку, не мажьте красные души!
  • Товарищи юноши, взгляд — на Москву!
  • На русский вострите уши!

Великий русский язык для Маяковского — это и язык межнационального общения в нашей стране, и язык, к ко­торому тянутся миллионы людей труда во всем мире, ибо на нем была провозглашена и утверждена правда Ок­тябрьской социалистической революции:

  • Да будь я
  • и негром преклонных годов,
  • и то
  • без унынья и лени я русский бы выучил
  • только за то,
  • что им
  • разговаривал Ленин.

Стихи Маяковского 20-х годов убеждают в том, что он был одним из первых советских писателей, ясно увидевших и сумевших показать, как на основе экономической и соци­ально-политической общности советских наций и народно­стей растет их духовная общность, происходит сближение национальных культур. В стихах Маяковского понятия «социальное» и «национальное» не существуют одно без другого.

Поэзия Маяковского и сегодня укрепляет в сознании советских людей «чувство семьи единой», ведет борьбу против любых проявлений национализма, воспитывает чувства советского патриотизма и интернационализма.

Если домашнее задание на тему: " «На сотни эстрад бросает меня, на тысячу глаз молодежи» (Маяковский)Школьное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.