Н. И. Новиков и сатирические журналы 1769-1774 годов



Начинающееся разложение феодально-крепостнического строя, резкое усиление в связи с этим классовой борьбы, и в особен­ности антагонизма между помещиками и крестьянами, порож­дали все более критическое отношение широких общественных слоев к существующим порядкам, что сказалось в литературе ярким расцветом реально-сатирического, «кантемировского» на­правления. В 1762 г. наконец-то были опубликованы Сатиры и самого Кантемира. Вслед за этим критическое начало — сатири­ческая стихия — проникает решительно во все области литера­туры — ив драматургию, и в художественную прозу, и в поэзию, притом даже в такие, «высокие» ее виды, как торжественная, хва­лебная ода. Но с особенной силой критико-обличительное отно­шение к действительности проявилось в сатирической журнали­стике 1769—1774 гг. Каждый из борющихся классов стремился использовать оружие сатиры в своих целях, но особенно большое значение приобретало оно в руках передовых писателей, отра­жавших оппозиционные настроения прогрессивных общественных слоев и сознательно обращавших свое творчество к наиболее ши­рокой читательской аудитории. Силу эту нельзя было не заметить, с ней приходилось так или иначе считаться. Это поняла Екате­рина и предприняла хитро задуманную попытку подчинить себе эту силу, прибрать ее к рукам, направить по определенному, соот­ветствующему ее политическим видам руслу. И вот сразу же по­сле ликвидации комиссии по составлению нового «Уложения» императрица делает новый, на вид столь же либеральный жест.

С начала 1769 г. начинает выходить первый русский ежене­дельный сатирический журнал «Всякая всячина». Издание его осуществлялось личным секретарем Екатерины «по принятию прошений» Г. В. Козицким, но негласно (и это, конечно, было известно в литературных кругах) руководила журналом сама Екатерина. Мало того, заигрывая с либерализмом, Екатерина по­буждала и других литераторов последовать ее примеру. Выход «Всякой всячины» послужил легальным толчком к появлению ряда аналогичных еженедельных, ежемесячных и даже ежеднев­ных изданий. С конца января 1769 г. начал выходить еженедель­ник М. Д. Чулкова «И то и сио»; через короткое время (с конца февраля), под пародийно отталкивающимся от последнего назва­нием,— еженедельник В. Г. Рубана «Ни то ни сио в прозе и сти­хах». Вслед за тем появились: с марта — ежедневный «листок» «Поденьшина» некоего «обер-офицера полевых полков» В. В. Тузова; с 1 апреля — еженедельник «Смесь», с 1 мая «Трутень» Н. И. Новикова (выходил каждый вторник) и, наконец, с июля — ежемесячное издание Ф. А. Эмина «Адская почта, или переписка хромого беса с кривым», являвшаяся по существу даже не жур­налом, а неким цельным сатирическим произведением, только выпускавшимся периодически, по частям.

До этого времени не существовало ни одного специально сати­рического русского журнала. Теперь их появилось сразу восемь. Это была целая армия, во главе которой императрица и хотела встать со своей «Всякой всячиной». В качестве старейшего из всех сатирических журналов — их «бабушки», как с наигранным добродушием она себя именовала,— «Всякая всячина» сразу же попыталась взять па себя опеку над ними. В журнале импера­трицы приветствовалось появление новых «внучат» и одновре­менно указывалось направление, которого они должны были дер­жаться и всякое отклонение от которого порицалось. Однако- рас­четы Екатерины и на этот раз не оправдались. Имея в виду ее неудачу с комиссией по составлению нового «Уложения», Пуш­кин в плане-конспекте не осуществленной им работы по истории русской литературы точно и метко сформулировал это: «Словес­ность отказывается за нею следовать, точно так же как народ». Действительно, очень скоро журнал Козицкого-Екатерины на­толкнулся на неожиданное и резкое сопротивление со стороны «словесности». Многие из сатирических журналов 1769 г. не имели серьезного общественного, а отсюда и литературного зна­чения. Этим, несомненно, было вызвано равнодушие к ним чита­телей, что в свою очередь обусловило их недолговечность. Так, совершенно незначительная «Поденьшина» Тузова выходила всего лишь с 1 марта по 4 апреля; бесцветный журнал В. Г. Ру­бана «Ни то ни сио» прекратил существование с половины июля; большинство остальных дожило только до конца года. Сатира журнала М. Д. Чулкова «И то и сио» носила по преимуществу характер сатирических выпадов против литературных врагов (взаимная литературная перебранка занимала довольно видное место и в остальных журналах 1769 г.). Состоявшая из перепи­ски между собой двух бесов «Адская почта» была посвящена главным образом сатирическому изображению различных любов­ных ухищрений и обманов светских прелестниц. Немало места этому уделялось и в «Смеси». Но в то же время сатира и «Ад­ской почты», и в особенности «Смеси» носила более широкий характер. В частности, в «Смеси» было опубликовано «письмо» некоего В. М., со столь резкими сатирическими выпадами про­тив духовенства, что именно оно-то и послужило поводом к уси­лению цензурного надзора за всеми сатирическими журналами. Нападали оба журнала и на «знатных господ», «князей и бояр», «злонравных» помещиков, откупщиков, «взятколюбов»-чиновников и т. п. Есть в обоих журналах и несколько мест, проникнутых явным сочувствием к положению порабощенного крестьянства. Все это выделяло их из общей массы других сатирических изда­ний; это же, видимо, определило и их относительно больший успех у читателей. «Смесь» была выпущена «вторым тиснением» два года спустя, в 1771 г., «Адская почта» — в 1788 г. (под на­званием «Курьер из ада с письмами»). Однако наиболее значи­тельным из всех «летучих листов» 1769 года, подлинно боевым органом яркой и передовой социально-общественной сатиры был журнал Новикова «Трутень».

Если домашнее задание на тему: " Н. И. Новиков и сатирические журналы 1769-1774 годовШкольное образование" оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту статью на страничку в вашей социальной сети.